Год назад уже обсуждалась идея запретить въезд машинам на Ольхон - самый крупный и единственный населенный остров на Байкале. Однако закон не позволил этого сделать - паром на остров считается частью дороги общего пользования, а значит, любой вправе передвигаться на нем на своей машине, равно как и от парома до поселка Хужир.
- Однако на территории Национального парка мы вправе ввести такой запрет, - подчеркнул директор "Заповедного Прибайкалья" Михаил Яблоков. - Сейчас речь идет о запрете квадроциклов, внедорожников, кроссовых мотоциклов. На этой технике можно свернуть в любом месте и поехать напрямик. Следы таких поездок мы видим - почвенный покров на Байкал хрупкий, он легко разрушается, и колея остается на годы. Передвигающихся на внедорожниках туристов сложно контролировать, что позволяет им безнаказанно нарушать режим особо охраняемых природных территорий. Поэтому в перспективе мы хотим вообще ограничить использование автомобилей на территории парка, особенно в таких хрупких природных комплексах, как Танжеранские степи и Ольхон. Скорее всего, сделаем перехватывающие парковки.
Сегодня сотрудники Нацпарка готовят научное обоснование запрета передвижения на внедорожной технике. Оно будет вынесено на научно-технический совет, в который входят охранные и надзорные ведомства, в том числе, например, природоохранная прокуратура. Запрет, скорее всего, начнет действовать в 2017 году. Однако у этой инициативы есть и противники. Неоднозначно ее восприняли как местные предприниматели, зарабатывающие на прокате квадроциклов и внедорожных турах, так и любители экстремальной езды. И тут возникает вопрос: как контролировать передвижение такой техники на материковой части парка? Ведь забором все 300 тысяч гектаров не обнесешь.