20.12.2016 20:51
Поделиться

Общество русской словесности обсудило возвращение классики в школы

Десять молодых людей на просьбу продолжить "И чувства добрые я лирой..." бодро добавили "сочинил", "объяснил", "очень добрые" и "можно я пойду?". На вопрос, кто написал роман "Бесы", не сомневаясь ответили "Пушкин", а Григория Печорина назвали главным "пушкинским героем", который "на лошади за девушкой ездил". Диагноз отношений молодежи с русской классикой лучше всего описывается словом "крах". Вчера в Доме Пашкова на заседании Общества русской словесности это слово было "экранизировано" в трех роликах , посвященных разговорам о литературе с вузовской молодежью.

- Первый ролик был снят три года назад. Сейчас мы повторили опрос: ситуация не улучшилась, - констатировал секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.

Проблема заявлена с такой остротой, что президент в ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил о внимании к гуманитарным предметам и о необходимости множества современных проектов в театре, кино, на ТВ, музейных площадках и в Интернете, возвращающих внимание молодежи к литературе и истории.

На вопрос, кто написал роман "Бесы", студенты не сомневаясь ответили "Пушкин"

Вчерашняя встреча стала первым наброском "дорожной карты" на эту тему. Свои предложения высказывали учителя, ректоры вузов, кинорежиссеры, театральные продюсеры. Диагностику ситуации добавляли два министра - образования, культуры и руководитель печати, которым придется привязывать проекты к образовательным институциям.

- Похоже, мы потеряли школу как территорию, где была сосредоточена русская классика, - считает учитель школы N 1741 Юлия Марчук.

Любящий и понимающий классику человек, должен быть успешным, "не должен чувствовать растерянность перед тем, что пишут сегодня СМИ и говорят ораторы с трибун". А противоречия между ценностными ориентирами, заданными русской классикой, и тем, как прагматично, а то и цинично устроена жизнь, должны как-то разрешаться. Воспитанные на русской литературе дети зададутся вопросом: а где сегодня чеховский интеллигент? Он сейчас в роли слабака? Вечных героев русской классики - и "господина из Сан-Франциско", и "соборян", - а также их место в обществе они начнут искать в сегодняшней жизни, уверена Юлия Марчук. Свидетельство учителя о своих лучших учениках: они читают и думают.

Сегодня мир полон подмен, сознание молодых людей стараются накачать некачественными эрзацами, уверен режиссер Никита Михалков. ТВ-шоу, ряженое вместо настоящего, объявление "великими" заурядных фигур, абсолютная подмена ощущений времени - противоядие всему этому тоже нужно искать в классике, уверен Никита Михалков, и начинать воспитание ею, еще когда воспитанник умещается "поперек кровати".

Возвращение классики в школу не может начаться без возвращения в нее ярких, умных педагогов, уверен и.о ректора Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. Подготовка таких учителей в педагогических вузах должна быть скоординирована. По-настоящему интересное предложение высказал ректор Литературного института имени Горького, писатель Алексей Варламов. Поскольку настоящее глубокое чтение русской классики начинается все-таки в вузе, стоит подумать об обязательном преподавании курса русской литературы и языка на первых курсах всех вузов, включая технические.

Сегодня мир полон подмен, сознание молодых людей стараются накачать некачественными эрзацами и всевозможной неправдой, ряженое занимает место настоящего

Как привести и перевести великую классику на сцену и экран, как заменить зубрежку и спорные задания на глубокое чтение? Как вернуть в школы проверочные работы по литературе? Как выделить лучшие радиостанции, рассказывающие о книгах, и обратить внимание на существующий при "РГ" портал "Год литературы",имеющий тысячи читательских посещений в день? Как проводить апробацию учебников? Как учиться верному и культурному выбору? Ответить на эти вопросы можно будет уже в начале следующего года, когда по итогам вчерашнего разговора появятся конкретные предложения .

- Все понимают, что культура это сфера тонких настроек, командных решений и принуждений к любви к русской классике здесь быть не может, - сказал "РГ" секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.

Ольга Васильева, министр образования и науки:

- Мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда зубрежка. Мы потеряли предметный подход. Гнались за тьюторами, новыми технологиями, а потеряли учителя-предметника. Есть претензии и к учебникам. Одни усложнены, другие интеллектуально снижены. Мы проводим экспертизу учебников, а нужна еще и апробация их, которая будет проходить в лучших школах России.

Подготовила Ирина Ивойлова