Выбрав профессию финансиста, вы сделали взрослый, прагматичный выбор. Родители поддержали Ваше решение?
Александр Прокопенко: Вообще я мечтал быть юристом. В детстве много читал Конан Дойля, собирался стать адвокатом и поступил на юрфак. Но перед получением диплома понял, что это немного не то, о чем рассказывали на первом курсе. При этом лишним юридическое образование не стало - помогает постоянно. Получил второе образование - экономическое - и пошел по этому пути. Родители мой выбор одобрили.
Помните, на что потратили первые самостоятельно заработанные деньги?
Александр Прокопенко: Это было в детстве в Вологодской области. Я там школьником арбузы разгружал. Чтобы было понятно, поясню: на вологодчине мы ели помидоры с сахаром, потому что других фруктов не знали. Из местного были клюква, морошка, голубика, ежевика и яблоко-китайка величиной со сливу. Поэтому если привозили арбузы, это было что-то невероятное. И гонорар за разгрузку я взял арбузами: два или три - не помню, сколько смог унести.
Расскажите о первых шагах в профессии.
Александр Прокопенко: Начинал я в воронежском банке "Агроимпульс" кредитным аналитиком, затем перешел в ВТБ. Оттуда молодых и активных отобрали в команду запуска воронежского филиала ВТБ24. Попал туда и я.
Как в дальнейшем развивалась ваша карьера?
Александр Прокопенко: Я постепенно рос в ВТБ24: ведущий специалист, главный, начальник отдела… Потом, поскольку мы несколько лет подряд входили в число лучших, меня пригласили поработать в головном офисе в Москве. Там я занимался регионами: сперва курировал Урал, потом Москву и Московскую область. Тут была своя специфика: другие цифры, другие объемы. После этого вернулся в Воронеж - в качестве заместителя директора регионального филиала одного из государственных банков, курировал крупный бизнес. И, наконец, снова в ВТБ - управляющим тамбовским филиалом.
Какие рабочие ситуации сопряжены для вас с наибольшими трудностями?
Александр Прокопенко: Сложно ответить. Могу сказать, чего больше всего не хватает - времени. А сложностей больших нет - надо просто понимать, чего хочет клиент, и создавать схему материальной реализации его потребности. По большому счету мы, в первую очередь, деловые партнеры, наше дело - помогать клиентам развиваться дальше.
Как часто вы выходите в операционный зал?
Александр Прокопенко: Ежедневно. Операционный зал - это лицо банка, и оно должно быть приветливым. Между операционистом и клиентом не должно оставаться неразрешенных вопросов.
Какие качества, на ваш взгляд, присущи хорошему руководителю?
Александр Прокопенко: Ясность мышления, умение слушать, чувство команды. Есть даже понятие такое - клиентская команда региона. И чувство локтя здесь очень сильное, должно быть полное взаимопонимание. Специальные программы у всех банков одинаковые, поэтому клиента остается привлекать качеством, скоростью, максимальной реализацией его потребностей. Одно могу сказать точно: если подразделение сработало плохо, это явно не плюс руководителю. А если сработали хорошо - то это плюс прежде всего команде.
Как вы готовитесь к деловым встречам?
Александр Прокопенко: Есть швейцарская банковская поговорка: к часовой встрече готовятся три дня. В российском банке наоборот: час готовятся, три дня договариваются (смеется). На самом деле к встречам готовимся основательно, мониторим состояние как текущих наших клиентов, так и потенциальных, знаем, что у кого и как. Технологии позволяют.
Сейчас вы вновь возглавляете подразделение государственного банка. Сложно ли это для вас? Груз ответственности не давит?
Александр Прокопенко: Ответственность - неотъемлемая часть нашей работы. Мы же отвечаем за деньги клиентов.