20.12.2016 10:38
    Поделиться

    В Коврове осудили афериста с оборонными поставками

    В Коврове осудили предпринимателя, похитившего бюджетные средства
    Взять заказ, получить под него деньги из бюджета, заказ не выполнить, а деньги не вернуть сумел дерзкий мошенник, провернувший аферу с огромными бюджетными средствами. На что он надеялся, затевая нечестную игру с государством? Корреспондент "РГ" выяснила подробности резонансного экономического преступления.

    - У Гаврилова большой опыт общения в предпринимательских кругах, - рассказывает следователь по особо важным делам владимирского СК Светлана Лебедева. - В дальнейшем он намеревался свалить вину на тех, кому перечислял средства. Также рассчитывал прикрыться предпринимательским риском, который по Гражданскому кодексу является неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности.

    Предпринимательской деятельностью он занимался давно: возглавлял полтора десятка предприятий. Начинал с торговли продуктами питания, потом организовал производство маргарина. Продукция пользовалась спросом, предприятие приносило прибыль, но до вложений в его развитие дело не дошло. Как впоследствии выяснили правоохранители, с поставщиками продуктов работал по одному принципу: первую партию товара оплачивал на 100 процентов, вторую - на 70, третью - на 50. А скопившийся перед ними огромный долг объяснял недобросовестностью руководства магазинов. Больше половины задолженности ему списывали, а за остальное расплачивался по старым ценам. Почувствовав вкус дармовых денег, уже не мог остановиться. У знакомых выяснил, что есть возможность на законной основе поучаствовать в аукционе и получить финансирование. Правда, на этот раз попытался обезопасить себя и семью. Предприятие, от имени которого предстояло выходить на конкурс и бороться за контракты, переоформил у нотариуса с бывшей супруги на сотрудницу.

    В сферу его интересов попали контракты с государственным авансированием от 30 до 80 процентов от их стоимости. Действовал примитивно - демпинговал. Уверенно вступил в борьбу за телефонные аппараты правительственного назначения. И в ходе аукциона ему удалось снизить цену исполнения контракта до минимальной, которая была не обоснована экономически. Этот контракт в результате не был заключен. Но опыт пригодился: злоумышленник получил множество других контрактов от министерства обороны. На поставку морских канатов с авансом в 28 миллионов 100 тысяч рублей, смолы - 13 миллионов 700 тысяч, аэродромной техники: плужно-щеточных машин на 102 миллиона, подметально-уборочных машин - на 120 с лишним, средств фиксации правил дорожного движения, тепловоза... Все - с 80-процентным авансированием. Такой высокий процент авансирования обусловлен желанием поддержать отечественных предпринимателей. Легко представить, сколько бы людей получили благодаря этим контрактам работу и зарплату. Однако, завладев огромной суммой, Гаврилов ни одного контракта так и не выполнил. Только искал старую технику, чтобы подремонтировать и сбыть, да некачественные товары. Вывод следствия подтверждает эпизод с мылом. Кстати, единственной, хотя и больше показной попыткой мошенника выполнить свои обязательства. Он привез в воинскую часть пару машин с мылом, но, когда товар сравнили с образцом, оказалось, что он не того качества. Обещания обменять некачественный товар предприниматель не выполнил.

    У Гаврилова не было ни намерений, ни экономических возможностей исполнить контракты

    Гаврилов организовал сложную систему финансовых отношений. И еще до того, как приходил очередной аванс, подыскивал фирмы, которые обналичили бы его и по частям перевели в подконтрольные фирмы-однодневки. Чтобы выявить в этой запутанной цепочке самого дельца, стоящего за спиной зиц-директора и формального владельца, следствию пришлось установить масштабную схему его связей, которая не умещалась на рабочем столе.

    Поиск истины усложняло и то, что он умело создавал видимость бурной деятельности. К примеру, представлял в министерство письма заводов-изготовителей. Дескать, дела идут: задействовали оборудование, нашли специалистов-исполнителей. Подкладывались необходимые документы, посылались представители на заводы и в воинские части в разных городах. Даже перечислялись деньги на ряд предприятий. Правда, потом под разными предлогами возвращались.

    Неопровержимые доказательства преступной деятельности Гаврилова следствию удалось представить спустя год после того, как стали поступать первые сигналы от заказчиков о невыполнении контрактов. Как же удалось раскрутить это дело?

    - Гаврилов в 2003 году был приговорен Ковровским городским судом за обман предпринимателя на семь лет условно с конфискацией имущества, - рассказывает Светлана Лебедева. - Через два года судимость с него сняли. Второе дело было заведено тоже за мошенничество в предпринимательской сфере. Забрал товар и не расплатился. За истечением срока давности суд прекратил уголовное дело. Было известно, что контракты он не исполнял, денежные средства пропускал через организации, которые их обналичивали. Представителей этих организаций я вызывала неоднократно, но никакой помощи от них не было. Многие зависели от него материально и говорили: да это мы сами виноваты... Когда начала общаться со всеми одновременно, убедилась, что на верном пути.

    Так у следствия появилась уверенность, что у Гаврилова вообще не было ни намерений, ни экономических возможностей исполнить контракты. И в апреле 2015 года в отношении него было возбуждено уголовное дело. Полгода злоумышленнику удалось водить заказчиков за нос. За это время все полученные авансы растворились. Для человека с менталитетом, вынесенным из "лихих 90-х", рассовать по карманам за такой короткий срок 370 миллионов рублей проблемы не составило.

    До возбуждения дела он ни в чем себе не отказывал: каждые два-три месяца ездил на отдых за границу, приобретал дорогие ювелирные украшения и машины стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, открыл цех по производству поролона. На территории своего загородного трехэтажного дома со спортзалом построил "частную" часовню. Словом, жил на широкую ногу, по-купечески. Вот только в отличие от русских купцов, строивших храмы, школы и больницы, наш современник в благотворительности не замечен. А услышав приговор суда - пять лет лишения свободы, - свою вину не признал.

    Приговор вступил в законную силу.

    Дословно

    Светлана Лебедева, следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Владимирской области:

    - Успеху этой многомиллионной аферы способствовали три момента. Первый - отсрочка исполнения контракта от двух до шести месяцев. Второй - система возврата обеспечения после участия в аукционе. Третий - существовавший до недавнего времени подход к подлинности банковских гарантий. Перед тем как выдать аванс, требовалась гарантия банка как обеспечение выполнения контракта или возврата денег. Министерство обороны запросило информацию о подлинности банковской гарантии, но у банка не было обязанности размещать эти сведения на своем официальном сайте. Позже обнаружилось, что на части гарантий стояли поддельные печати. Сейчас требуется, чтобы на сайте банка эта гарантия значилась как выданная конкретному предприятию под конкретный контракт.

    Поделиться