20.12.2016 17:36

    Самарская СК "Астро-Волга" вышла на федеральный уровень

    Самарская СК "Астро-Волга" выходит на федеральный уровень
    Одна из крупнейших региональных страховых компаний СК "Астро-Волга", бизнес которой был до недавних пор целиком сконцентрирован в Самарской области, поменяла владельца. 100-процентный пакет ее акций приобрела московская компания "Диалект Групп". Что принесет это укрупнение нынешним клиентам "Астро-Волги"? Какие проблемы переживает страховой рынок в регионах и можно ли их решить путем выхода на федеральный уровень? За счет чего в условиях экономического кризиса можно повышать эффективность работы? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент "РГ" попыталась найти вместе с руководителем СК "Астро-Волга" Владимиром Краснощековым и новым собственником компании Ярославом Остудиным, представляющим ООО "Диалект Групп".

    - Владимир Петрович, вы в страховом бизнесе региона около четверти века: свою первую компанию "Самара" в трудные времена не только удержали на плаву, но и смогли усилить, присоединив к ней в 2012 году крупного игрока тольяттинского страхового рынка. И в дальнейшем фирма оставалась стабильной, демонстрируя хорошие финансовые показатели уже под брендом "Астро-Волга". И, что особенно важно, компания при любых владельцах и под любым именем - "Самара-РОСНО", "Самара" или "Астро-Волга" - имела репутацию надежного страховщика, который всегда оперативно платит по своим обязательствам. И вдруг - решение о продаже полного пакета акций. Вы перестали верить в возможность региональных компаний противостоять натиску мощных федералов или решили совсем уйти из страхового бизнеса?

    Владимир Краснощеков: Решение акционеров СК "Астро-Волга" о продаже компании было продиктовано желанием сохранить бизнес. Не акции, а именно дело, которому было отдано столько сил и средств. Сохранить коллектив профессионалов, который начинался когда-то с одного человека, а сейчас у нас работают 300 опытных специалистов. Сохранить традиции ведения бизнеса, наших клиентов, которые приводят к нам страховаться своих детей и внуков. Такое доверие мы не хотели бы потерять.

    Что же касается давления федеральных игроков страхового рынка, то оно возникло не вчера. Еще лет пять назад количество страховщиков доходило до 2700, сейчас их меньше 500, а в полусотне субъектов России уже нет ни одной региональной компании. Да, рынок должен избавляться от слабых и ненадежных участников, но у нас это порой происходит искусственно. Например, регионалов под разными предлогами отстраняют от многих видов страхования, и огромные объемы рынка делят между собой 10 крупнейших федеральных компаний. Хотя местные компании вполне способны вести успешный и эффективный страховой бизнес, порой даже более рентабельный, чем у страховщиков с миллиардными уставными капиталами.

    Тем не менее есть тренд на сохранение лишь тех компаний, которые способны успешно работать за пределами своего региона, активно наращивая объемы и уставной капитал. Требования к наличию развитой инфраструктуры и региональной сети отчасти вызвано развитием обязательных видов страхования, их единой правовой регламентацией. Это во многом формирует запрос на унификацию страховой деятельности в масштабах страны, сетевую модернизацию страховых структур. Поэтому и было решено расширить территорию деятельности "Астро-Волга", начав работу в других регионах через дополнительные офисы или иную организованную нами сеть.

    Но для жителей Самарской области все останется по-прежнему: название, месторасположение офисов, даже специалисты, с которыми они привыкли работать, стиль работы, условия страхования и выплат!

    - Ярослав Владимирович, главными факторами, которые негативно в последние годы влияют на страховой рынок, являются экономический климат в стране, а также спад покупательной способности населения и объемов кредитования. На что именно вы рассчитываете, приобретая в такое непростое время страховую компанию?

    Ярослав Остудин: Приобретая одну из крупнейших региональных компаний, естественно, планируем ее дальнейший рост и увеличение прибыли - теперь уже на федеральном уровне. Головной офис по-прежнему будет располагаться в Самаре, но мы уже начали продажи своих страховых продуктов в Екатеринбурге, прорабатываем возможности продаж в Твери, Туле и ряде других крупных городов. "Астро-Волга", как и прежде, будет предлагать на рынке всю линейку самых востребованных продуктов: страхование транспорта и ОСАГО, строений, помещений, иного недвижимого и движимого имущества физических и юридических лиц, грузов, строительных рисков, различных видов ответственности, страхование от несчастных случаев и болезней. Но лидерами останутся полисы автострахования. Это аксиома: нет в числе клиентов автолюбителей - нет и компании!

    - А что ждет самарских клиентов "Астро-Волги", ведь для многих из них эта компания стала другом: они сами, их родственники и коллеги приходят сюда. Многих смутило известие о том, что знакомый им лично Владимир Краснощеков "продал" свой бизнес...

    Ярослав Остудин: Для самарских клиентов, как уже сказал Владимир Петрович, ничего не изменится. Эта территория как была зоной его ответственности, так ею и останется - он опытнейший руководитель, у него много клиентов из друзей и знакомых, своего рода "семейный страховой портфель". Он продолжит работу в статусе гендиректора, полностью будет сохранен и персонал СК "Астро-Волга". Мы просто пытаемся усилить позиции компании, выходя за границы области и даже Поволжья, расширить поле продаж - и сделать это в том числе с помощью методов, уже наработанных в Самаре.

    - На ваш взгляд, укрупнение страховой компании сделает ее более защищенной в конкурентной борьбе с крупными федеральными игроками?

    Ярослав Остудин: Может сделать, а может и нет: размер фирмы - еще не гарантия успешности. Важно понимать, для чего проводится укрупнение. Достаточно примеров, когда прирост поступлений происходит за счет того, что новые инвесторы просто собирают деньги с клиентов и уходят с рынка, то есть компания обманывает и контролирующие органы, и своих клиентов. Такой подход - не в наших правилах. Поэтому мы очень внимательно относимся к региональным партнерам. И в компании "Астро-Волга" мы в первую очередь оценивали тех людей, которые в ней работают, и те деньги, которые реально приносит этот бизнес. Здесь мы видим, что собственник ведет себя порядочно в отношении всех участников процесса.

    - Ярослав Владимирович, а чем можно привлечь новых клиентов?

    Ярослав Остудин: Я думаю, честным ведением дел и правильной организацией работы в целом. Важно не только заинтересовать клиента продуктами и услугами, но и произвести справедливые выплаты. Я пришел на страховой рынок полтора года назад, после того как одна федеральная компания почти два года не выплачивала мне положенную компенсацию, хотя речь шла о небольшой сумме. А имидж у компании был "положительный" и объемы немалые. На самом же деле имидж компании в глазах клиента складывается не из рекламы, а в процессе первой выплаты. "Астро-Волга" - компания, которую отличает порядочность и оперативность в работе с клиентами. Прежде чем принять решение о покупке, я изучил не только финансовые документы, но и клиентские отзывы в Интернете. Понятно, что если человека обслужили хорошо, он вряд ли оставит благодарность в сети, вопрос - сколько есть аргументированного негатива. Негатива у данной компании практически не было, что и послужило главным доводом в решении по выкупу активов СК "Астро-Волга".

    - За счет чего можно повысить рентабельность: поднять страховые тарифы или уменьшить расходы на персонал?

    Ярослав Остудин: Поднимать тарифы мы не можем, поскольку "рынок на страже", а по обязательным видам страхования - их устанавливает государство. Персонал тоже должен быть мотивирован рублем на хорошую работу. А вот повышать рентабельность, оберегая своих клиентов от мошенников и авантюристов в обличии так называемых "автоюристов", нам по силам. Я не очерняю всех автоюристов, есть достаточно профессиональных и порядочных специалистов, но есть и те, кто на месте ДТП разворачивает настоящую борьбу за переуступку прав пострадавших перед страховой компанией. По подсчетам экспертов, не менее 20 процентов выплат в страховании связано с мошенничеством. Вот с этим мы будем реально бороться.

    Также необходимо предпринимать усилия не только по поиску новых, но и по удержанию постоянных клиентов, которых в Самарской области у "Астро-Волги" достаточно. Внедрение онлайн-продаж и повышение потребительской лояльности в целом позволят не только сократить аквизиционные расходы (в том числе траты на рекламу, комиссию агентам, содержание аппарата), но и обеспечить необходимый текущий уровень поступлений, выручки. Но главное - быть всегда честными перед своими клиентами.

    Владимир Краснощеков: На прибыль влияет очень много факторов, но главное, что мы работаем грамотно и экономно. Если у большинства страховщиков расходы на ведение дел - 45-50 процентов, то у нас - 28-34. На клиентах можно сэкономить один год, урезая и тормозя выплаты, но в перспективе клиентская база сократится, пойдет поток обращений в суды, и бизнесу конец. Мы так не работали никогда и, уверен, не будем. Не без гордости скажу: СК "Астро-Волга" - единственная компания в ПФО, а может, и в РФ, на которую за последние десять лет не было ни одной обоснованной жалобы в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) и ЦБ.

    Справка "РГ"

    АО "СК "Астро-Волга" специализируется на предоставлении услуг по ОСАГО и страхованию автокаско. По данным ЦБ РФ, по итогам 2015 года компания заняла 132-е место (учитывая зависимые структуры федеральных компаний) по объему собранной страховой премии, 45 место по ОСАГО и 74 место по страхованию автокаско. По рэнкингу RAEX (Эксперт РА) компания в 2015 году заняла 82 место в списке крупнейших страховых компаний. По данным RAEX (Эксперт РА), активы страховщика на 31 декабря 2015 составили 1 045 417 тысяч рублей, собственные средства - 340 663 тысячи рублей, уставный капитал - 266 088 тысяч рублей, за 2015 год компания собрала 486 446 тысяч рублей страховых взносов.
    ООО "Диалект Групп" зарегистрировано в 2013 году в Москве. Контрольный пакет акций (90 процентов) принадлежит Ярославу Остудину. Компания имеет многопрофильный бизнес, в числе ее главных специализаций - IT-технологии. Также, по данным системы "СПАРК-Интерфакс", один из видов ее деятельности - вложения в ценные бумаги.