Текущая ситуация, связанная с утверждением главного таможенного документа, внушает экспертам осторожный оптимизм. По словам руководителя Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, члена экспертной группы по разработке ТК ЕАЭС Галины Баландиной, в итоговом тексте нашла отражение большая часть предложений и замечаний самого западного российского региона.
Еще несколько месяцев назад калининградских предпринимателей крайне тревожила следующая норма. Проект кодекса не относил к так называемым товарам cоюза, которые могут свободно перемещаться в рамках границ ЕАЭС без каких-либо таможенных обязательств, продукцию, выращенную на территории российского региона из иностранного сельскохозяйственного материала.
При этом калининградские производители аграрной продукции много лет имеют право ввозить в эксклав посадочный материал, семена, сельскохозяйственных животных в режиме свободной таможенной зоны. Если бы "сельскохозяйственная оговорка" осталась в проекте кодекса, плоды яблони, выращенной в Калинин-градской области местными аграриями из польских саженцев, могли получить статус иностранных товаров и в дальнейшем подвергаться соответствующим таможенным процедурам. Та же судьба ожидала бы, к примеру, телят, рожденных от иностранных коров.
В результате калининградским аграриям, которые закупили ино-странный материал несколько лет назад, ничего не зная о "сельскохозяйственной оговорке", пришлось бы тратить время и деньги на растаможку своей продукции. Кроме того, даже если компания использовала посадочный материал, являющийся товаром cоюза, при вывозе в другие российские регионы производителю все равно пришлось бы доказывать на таможне евразийский статус товаров.
К счастью, калининградская сторона добилась изъятия из проекта кодекса нормы, которая могла бы подорвать финансовое положение местных аграриев. Товаром cоюза признали продукцию, находящуюся на таможенной территории ЕАЭС, полностью произведенную, добытую, полученную или выращенную на таможенной территории cоюза, без каких-либо оговорок по поводу использования иностранного сырья.
- Разумеется, мы рады, что норма, о которой идет речь, не войдет в итоговый проект Таможенного кодекса ЕАЭС, - подчеркнул председатель калининградской Ассоциации производителей фруктов и ягод садовод Роман Болсун. - Доля европейских саженцев в структуре промышленных садов Калининградской области составляет примерно 20 процентов. Возможно, в следующем году этот показатель изменится, поскольку минувшей осенью садоводы завезли импортные саженцы, но не успели высадить их из-за непогоды. И нам бы очень не хотелось, чтобы садоводы, которые ухаживают за импортными деревьями и кустарниками, испытывали сложности со сбытом плодов и ягод. Развитию промышленного садоводства в Калининградской области в последние годы уделяют особое внимание, садоводы получают региональные субсидии на закладку и уход за плантациями, площадь промышленных садов растет. Конечно, я думаю, если бы у аграриев возникли проблемы на таможне, власти не оставили бы нас без поддержки. Но очень хорошо, что во-прос удалось решить заблаговременно.
Другая важная для предпринимателей Калининградской области норма ТК ЕАЭС связана с начислением таможенных платежей. Регион предложил не включать в таможенную стоимость товара, на основании которой определяется размер пошлин, расходы, понесенные на территории РФ. Речь идет о рабочей силе, коммунальных услугах и так далее. Этот вариант появится, если компания не сможет идентифицировать иностранные компоненты, и таможенные пошлины будут применяться к готовой продукции.
Кроме того, калининградские эксперты доказали необходимость отмены ряда ограничений на использование товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны. Когда ТК ЕАЭС вступит в силу, потреблять такую продукцию или перепродавать ее третьим лицам в границах Калинин-градской области можно будет без дополнительного декларирования или предоставления отчетов.
- Наши предложения внесены в общей сложности по 11 принципиальным для Калининградской области вопросам, которые, на наш взгляд, формируют не только параметры хозяйственной деятельности предприятий, но и то, что называют деловым климатом, визитной карточкой территории, - отметил временно исполняющий обязанности губернатора Антон Алиханов.
На повестке дня остается острая таможенная проблема, связанная с необходимостью проводить идентификацию товаров. Она будет решаться не на уровне ТК ЕАЭС, а на уровне российских нормативно-правовых решений. Сейчас для вывоза продукции из Калининградской области в другие регионы РФ и ЕАЭС компании должны предоставить таможенникам информацию о происхождении каждого элемента товара - сырья, деталей, винтиков, коробок и даже чернил, которыми напечатана этикетка.
Такое требование возникло после 1 апреля 2016 года, когда изменился порядок вывоза товаров с территории калининградской особой экономической зоны. При этом процедура идентификации, как утверждают калининградские предприниматели, нередко бывает формальной.
- Эксперт выезжал к нам един-ственный раз, чтобы убедиться, что у компании есть необходимые мощности для обработки продукции, - рассказал специалист одной из калининградских обрабатывающих компаний. - С тех пор мы общаемся с экспертной организацией только дистанционно, платим несколько тысяч рублей за каждую экспертизу и забираем бумаги.
В правительстве области признают, что практика оформления идентификации является неоправданно затратной для бизнеса. По мнению временно исполняющего обязанности вице-премьера региона Александра Шендерюка-Жидкова, необходимо создать нормативно-правовую базу, которая позволит проводить эту процедуру на основании учета сырья и материалов, принятого в учетной политике предприятий.
- Главная задача - сделать процедуру настолько простой, чтобы бизнесу самому было выгодно идти в сторону идентификации. Для этого считаем необходимым оптимизировать не только таможенные процедуры, но и систему учета на предприятиях, - заявил Александр Шендерюк-Жидков.
Как напомнила Галина Баландина, после переподчинения Федеральной таможенной службы минфину, к последнему перешли и компетенции по вопросам идентификации.
- Цель нашей работы заключается в том, чтобы найти варианты решения накопленных проблем и предложить их министерству финансов, которое могло бы издать свой нормативный акт. Вероятнее всего, единый рецепт для всех компаний найти будет сложно. Мы говорим о вариабельности разных решений, в зависимости от того, о каком производстве идет речь, какие виды сырья компания использует, покупает она сырье непо-средственно за границей или берет здесь и так далее. Думаю, что результаты будут обязательно, первые итоги этой работы могут появиться уже в первом полугодии 2017 года, - подводит итог Галина Баландина.