- Дизайн - это вообще "не про красоту", - заявил Керн Томас, профессор университета в Нью-Касле. - Дизайн - это изобретение жизни или ее обстоятельств.
Именно дизайнеры придумывают сейчас то, чем и как мы будем пользоваться через 15-20-50 лет. По сути дела, эти люди конструируют миры, в которых нам или нашим детям предстоит существовать. Но готовы ли сегодня промышленные предприятия воспринимать их идеи для практического воплощения?
Сергей Хельмянов, заведующий кафедрой промышленного дизайна Санкт-Петербургской академии имени Штиглица, утверждает, что да. И приводит пример: если в таких крупных концернах, как Volkswagen или BMW, существуют специальные отделы дизайна, разрабатывающие особенности будущих авто, то российские предприятия такой роскоши позволить себе не могут. Однако не отстают от тренда. А потому используют факультеты академии Штиглица как собственные дизайнер-ские бюро.
Например, сейчас совместно с тольяттинским заводом "Лада" студенты академии Штиглица разрабатывают проект "Лада - 2050". Многие новации, предложенные студентами, кажутся сегодня совершенно нереальными. Но возможно, именно так зимой 1916 года воспринимались предметы быта, которые в 1950-м вошли в каждый дом: радиорепродукторы, холодильники, телевизоры с линзой.
- Можно уже с уверенностью сказать, - заявляет Хельмянов, - что к 50-м годам XXI века такого массового количества частных машин у автовладельцев не будет. Во-вторых, произойдет повсеместная роботизация транспорта. В-третьих, возможно, городской транспорт будущего вообще станет передвигаться не на колесах, а летать.
Сколь ни безумными кажутся нам сегодня эти проекты, предложенные "Ладе" студентами Хельмянова, завкафедрой вовсе не склонен считать их утопией. Он приводит в качестве довода хрестоматийный пример: в свое время фирма Nokia отказалась от дизайнерской идеи - соединить в одном мобильном телефонном аппарате другие девайсы (фотоаппарат, компьютер). И - проиграла битву за умы и кошельки потребителей. Идею успешно реализовал Apple. Смартфоны начали свое победное шествие по миру. А где теперь Nokia?
Не случайно в автомобильном концерне Volkswagen дизайнерам запрещено напрямую общаться с конструкторскими, технологическими службами.
- Потому что конструкторский ум всегда направлен на оптимизацию процесса, - замечает Хельмянов. - Его приоритеты: экономичность, простота решения. Дизайн разбивается о стену целесообразности.
А людям, как мы видим, отнюдь не всегда хочется пользоваться лишь тем, что "дешево и сердито".
Мы привычно повторяем доктрину политэкономии "спрос рождает предложение" и мало задумываемся о том, что в сего-дняшнем мире все происходит ровно наоборот: сначала нам предлагают продукт, а спустя время мы понимаем, что не можем без него жить. И львиную долю в изобретении этих новых потребительских свойств играют дизайнеры.
О том, как в нашей стране реализуется это на практике, можно понять, вникнув, к примеру, во взаимоотношения компании Artekey и академии Штиглица. Фирма, занимающаяся производством кухонного оборудования, предложила студентам поработать над проектом "Мир воды в кухне". Примечательно, что это стало нормальным учебным заданием третьекурсникам для целого семестра. А на выходе когда заказчик получил "пятерочные" курсовые работы, специалисты компании-производителя были приятно удивлены. Нет, не только остроумными решениями смесителей, моек и фильтров. Но и поражающими воображение проектами "умной кухни", где по одному мановению руки в чашке сама собой появляется вода нужной температуры. Недавний выпускник академии Штиглица Роман Зенин, сегодня - сотрудник Artekey, стал инициатором этого совместного проекта, у которого, убежден Хельмянов, большое будущее.
- Методы промышленного футопрогнозирования известны давно, - говорит он. - Например, гениальный советский дизайнер Дмитрий Азрикян еще в начале 80-х придумал плоский телевизор, ноутбук, пультовое управление техникой - по сути, это была такая предтеча "умного дома".
Но недооцененные теми инженерными мозгами, что принимают властное решение, изобретения эти, увы, часто остаются втуне. А потом их придумывает и внедряет кто-то другой.
К слову, плагиат и промышленное воровство дизайнерских разработок - не такая уж редкая вещь. Доцент кафедры промышленного дизайна Вячеслав Шабанов, более 30 лет занимающийся разработкой игрушек, рассказал, как был обескуражен, когда обнаружил свои пластмассовые танки и машинки в одном украинском магазине: их выпуск, оказывается, пиратским путем наладила фирма из Одессы.
Между прочим, придумывание игрушек - отнюдь не детская забава. В прошлом году, например, игрушечная фабрика в городе Кирове приняла к разработке игрушки нескольких студентов академии. Среди них - конструктор-трансформер, в котором из нескольких одинаковых деталей можно создать целый зоопарк: слона, кота, других животных. Другая - обучающая игра, сочетающая элементы лото и азбуки.
- Дизайн дает материальные ответы на запросы общества, - утверждает дизайнер Барбара Делукка. - А потому, разрабатывая сегодня любой продукт, мы должны помнить о его глобальном потенциале. О том новом смысле, который он внесет в нашу жизнь.