20.12.2016 11:08
Поделиться

В морских портах на юге России подвели итоги навигации

Общий грузооборот астраханских морских портов по итогам работы десяти месяцев снизился на девять процентов. Чиновники связывают такое падение с затяжным экономическим кризисом и общим снижением объема внешнеэкономической деятельности. У предпринимателей другое объяснение: отгрузку тормозит бумажная волокита.

Промежуточные итоги работы в портах Астраханской области подвели на региональном совете по морской деятельности. Сегодня суммарная перегрузочная мощность портов Астрахань и Оля - около 10 миллионов тонн в год. В структуре перевозок на внутреннем водном направлении внешнеторговые и транзитные грузы составляют более 65 процентов, а на морском - почти 100 процентов. По итогам 10 месяцев 2016 года общий грузооборот в портах Астрахань и Оля составил около 2,2 миллиона тонн, снизившись по сравнению с прошлым годом на девять процентов. А по зерну этот показатель оказался еще выше, около 18 процентов.

Эксперты связывают снижение с рядом причин, в том числе со сложной процедурой фитосанитарного и ветеринарного контроля при вывозе пшеницы и введением официальной сертификации цемента.

Представитель ООО "Агро Трейд-БТ" Владимир Сафрыгин говорит, что для того, чтобы организовать экспортную поставку одной партии зерна через астраханские порты в Иран, необходимо получить 12 сертификатов и актов в различных учреждениях: на горветстанции, в облветлаборатории, Россельхознадзоре по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, в ЦНИИМФ и так далее. На получение одного лишь заключения от ветсанции может уйти от двух недель до месяца. А чтобы отправить партию зерна с элеватора в порт, необходимо оформить еще дополнительно шесть сертификатов и актов.

Вот и ищет бизнес обходные морские пути.

Претензии предпринимателей поддержал губернатор Астраханской области Александр Жилкин, поручив региональному минпрому договориться с проверяющими структурами, чтобы они по возможности минимизировали количество процедур и перешли на работу по принципу "одного окна".

Тем временем в соседнем Краснодарском крае, объем перевезенных через морские порты грузов, напротив, вырос. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна за 11 месяцев уходящего года составил 222,7 миллиона тонн. Рост - 4,9 процента в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. Весомее всего увеличилась с начала года транспортировка сухих грузов: перевезено 89 миллионов тонн, это больше на 8,5 процента, чем в прошлом году за тот же период.

- За 11 месяцев текущего года из морских портов Кубани отгружено на экспорт 1085 судов с зерном и продуктами его переработки общим объемом свыше 19,4 миллиона тонн, - сообщил "РГ" заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Николай Филиппенко. - Доля пшеницы от общего объема отправленного зерна - 72,7 процента, или 14,1 миллиона тонн.

Почти половина отгруженного зерна пришлась на морской пункт пропуска Новороссийск (47,4 процента от общего объема продукции). Из Туапсе и Ейска - 8,8 - 8,9 процента, из Тамани - 12,5, из Темрюка - почти полтора процента.

Везде отмечается положительная динамика в сравнении с прошлым годом, кроме морского пункта пропуска Кавказ, где объем отгрузки упал на три процента, отметили в ведомстве.

Причем увеличился в уходящем году не только объем перевезенных по воде грузов, но и география. К традиционным странам - покупателям российского зерна - Египту, ЮАР, Турции, Нигерии, Йемену, Бангладешу, Судану, Израилю, Саудовской Аравии и Ливану добавилось еще десять государств. Среди них Марокко, Тунис, Корея, Алжир, Кот-д.Ивуар, Мали, Япония, Филиппины, Буркина-Фасо и Маврикий.

Комментарий

Агван Микаелян, гендиректор компании "Финэкспертиза":

- Оживление грузооборота, которое мы наблюдаем, в портах Азово-Черноморского бассейна связано, в первую очередь, со взаимодействием с Крымом. Все снабжение идет со стороны портов Кубани. Кроме того, в этом аграрном сезоне были рекордные продажи пшеницы. Доступ основных зарубежных потребителей российского зерна идет преимущественно через Черное море. Очевидно, что это существенный фактор, стимулирующий транспортные потоки. Что касается Каспийского бассейна, то из крупных зарубежных партнеров, обладающих мощным торговым потенциалом в этом макрорегионе, можно назвать только Иран.