В Екатеринбурге научились экономить на реконструкции трамваев

Уральские промышленники продолжают делать ставку на экологичные виды общественного транспорта. Новый проект не такой футуристичный, как запомнившийся всем "айфон на рельсах", зато по карману небогатым муниципальным бюджетам.

Капитально ремонтировать трамваи предложило одно из екатеринбургских предприятий оборонного комплекса, входящее в состав "Роскосмоса". Его партнерами выступили две компании: одна специализируется на локальных и интегрированных системах управления, вторая изготавливает стекла и сиденья для грузового и пассажирского транспорта. Производственную площадку разместили в Невьянске.

- Мы никогда не специализировались на трамвайных вагонах, но имеем опыт участия в создании железнодорожной техники. Эти наработки были использованы при глубокой модернизации трамвая, - рассказывает Алексей Соловьев, директор департамента стратегического развития и инноваций научно-производственного объединения.

Пилотный проект реализован в 2016 году вместе с "Маггортрансом" в Магнитогорске. Старую модель усть-катавского трамвая модернизировали настолько, что получили практически другой вагон. Изменился не только интерьер и экстерьер, но и техническая начинка. Каркас кузова обновился полностью, рама - на 80%. Установленные тяговые преобразователи - собственная разработка НПО - позволяют возвращать до 40% накопленной энергии обратно в сеть при торможении. Без постоянного тока трамвай способен проехать 10 километров. Кабина водителя увеличена, в ней появился кондиционер, ящик для хранения одежды и инструмента. Внешний вид и эргономика пульта управления прошла тестирование в нескольких трамвайно-троллейбусных управлениях. В частности, на внешние панели было нанесено антибликовое покрытие, как в "Ласточке". В салоне установлены тепловентиляторы с климат-контролем и светодиодные линии. В оформлении использованы новые материалы. К примеру, пол покрыт бакелитовой фанерой, а стены - оцинкованными композитными панелями.

Первый модернизированный вагон уже больше двух месяцев в тестовом режиме катается по Магнитогорску. В начале 2017 года будет готов вариант для Нижнего Тагила. Также ведутся переговоры с мэриями Краснодара, Волгограда и Самары. Кроме того, в рамках подготовки к ЧМ-2018 заключено соглашение с чешскими партнерами о глубокой модернизации трамваев "Татра-Т3", массово эксплуатирующихся в России, в частности в Екатеринбурге. В планах предприятия - отремонтировать порядка 100 единиц.

Трампарк в России насчитывает более 9 тысяч вагонов, из них 75% старше 15 лет. В Екатеринбурге - третья по величине трамвайная система в стране, здесь по рельсам бегают 459 пассажирских вагонов. В Челябинске - 313, в Магнитогорске - 231, в Нижнем Тагиле - 54. Покупка одного трамвая в год за 30-50 миллионов рублей города явно не спасет, поэтому придется обновлять то, что имеется. По предварительным расчетам, глубокая модернизация обойдется в три раза дешевле, чем приобретение нового состава. Также уральское предприятие готово заключать энергосервисные контракты, которые подразумевают частичную модернизацию подвижного состава: замену существующих тяговых преобразователей на новые. Например, в Магнитогорске подобный проект может окупиться всего за три года.

Прямая речь

Евгений Липович, заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии:

Городской трамвайный парк устарел, его износ порядка 80%. Целесообразно частичное обновление: нужно купить до ста новых единиц и реконструировать остальные. Сейчас мы находимся в поиске финансовых схем для реализации проекта. К сожалению, в 2017 году ни в областном, ни в городском бюджетах средств на эти цели не предусмотрено.