Капитально ремонтировать трамваи предложило одно из екатеринбургских предприятий оборонного комплекса, входящее в состав "Роскосмоса". Его партнерами выступили две компании: одна специализируется на локальных и интегрированных системах управления, вторая изготавливает стекла и сиденья для грузового и пассажирского транспорта. Производственную площадку разместили в Невьянске.
- Мы никогда не специализировались на трамвайных вагонах, но имеем опыт участия в создании железнодорожной техники. Эти наработки были использованы при глубокой модернизации трамвая, - рассказывает Алексей Соловьев, директор департамента стратегического развития и инноваций научно-производственного объединения.
Пилотный проект реализован в 2016 году вместе с "Маггортрансом" в Магнитогорске. Старую модель усть-катавского трамвая модернизировали настолько, что получили практически другой вагон. Изменился не только интерьер и экстерьер, но и техническая начинка. Каркас кузова обновился полностью, рама - на 80%. Установленные тяговые преобразователи - собственная разработка НПО - позволяют возвращать до 40% накопленной энергии обратно в сеть при торможении. Без постоянного тока трамвай способен проехать 10 километров. Кабина водителя увеличена, в ней появился кондиционер, ящик для хранения одежды и инструмента. Внешний вид и эргономика пульта управления прошла тестирование в нескольких трамвайно-троллейбусных управлениях. В частности, на внешние панели было нанесено антибликовое покрытие, как в "Ласточке". В салоне установлены тепловентиляторы с климат-контролем и светодиодные линии. В оформлении использованы новые материалы. К примеру, пол покрыт бакелитовой фанерой, а стены - оцинкованными композитными панелями.
Первый модернизированный вагон уже больше двух месяцев в тестовом режиме катается по Магнитогорску. В начале 2017 года будет готов вариант для Нижнего Тагила. Также ведутся переговоры с мэриями Краснодара, Волгограда и Самары. Кроме того, в рамках подготовки к ЧМ-2018 заключено соглашение с чешскими партнерами о глубокой модернизации трамваев "Татра-Т3", массово эксплуатирующихся в России, в частности в Екатеринбурге. В планах предприятия - отремонтировать порядка 100 единиц.
Трампарк в России насчитывает более 9 тысяч вагонов, из них 75% старше 15 лет. В Екатеринбурге - третья по величине трамвайная система в стране, здесь по рельсам бегают 459 пассажирских вагонов. В Челябинске - 313, в Магнитогорске - 231, в Нижнем Тагиле - 54. Покупка одного трамвая в год за 30-50 миллионов рублей города явно не спасет, поэтому придется обновлять то, что имеется. По предварительным расчетам, глубокая модернизация обойдется в три раза дешевле, чем приобретение нового состава. Также уральское предприятие готово заключать энергосервисные контракты, которые подразумевают частичную модернизацию подвижного состава: замену существующих тяговых преобразователей на новые. Например, в Магнитогорске подобный проект может окупиться всего за три года.
Евгений Липович, заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии:
Городской трамвайный парк устарел, его износ порядка 80%. Целесообразно частичное обновление: нужно купить до ста новых единиц и реконструировать остальные. Сейчас мы находимся в поиске финансовых схем для реализации проекта. К сожалению, в 2017 году ни в областном, ни в городском бюджетах средств на эти цели не предусмотрено.