- Одним из основных вопросов, рассмотренных на заседании президиума, стало участие ДОСААФ двух стран в содействии укреплению действующей региональной группировки войск Союзного государства (РГВ), - рассказывает Иван Васильевич. - Мы должны помочь воспитать настоящих патриотов, которым можно будет доверить оружие, защиту населения, суверенитета и территориальную целостность государств-участников.
По словам генерал-майора запаса, оборонное общество, являясь составной частью системы национальной безопасности Беларуси, видит свою роль в содействии укреплению РГВ в подготовке населения к защите страны, развитии технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта, подготовке молодежи к военной службе. Допустим, готовит ДОСААФ летчиков-профессионалов, а это дорого. И, мягко говоря, было бы обидно, если бы курсант не окончил Военную академию и не стал военным летчиком. Поэтому в профессию досаафовцы стали вводить поэтапно: кружок авиамоделизма - аэроклуб - академия. То есть еще до курсантской скамьи молодые люди смогут понять, хотят ли они связать жизнь с авиацией. Тогда и получаются серьезные пилоты. Эффективность такого подхода отмечают и россияне. Как и качество обучения. Что неудивительно, ведь в аэроклубах ДОСААФ Беларуси создана отличная техническая база, и свыше 80 процентов инструкторов - летчики 1-го класса.
- Или взять парашютную подготовку, - продолжает Иван Дырман. - Здесь тоже важно иметь современное оснащение. К примеру, специальные парашюты для аэроклубов мы приобретаем в РФ, в Иваново. Что обходится нам дешевле, и за качество парашютов мы спокойны. Также у россиян мы ремонтируем авиатехнику. Сообща с российскими коллегами решаем и вопросы обновления материальной базы, ведь некоторые самолеты и вертолеты устаревают. Также планируем купить вертолет "Робинсон", чтобы наши спортсмены могли достойно показать себя на ЧМ-2018 по вертолетному спорту.
В последнее время, говорит генерал-майор, все больше внимания белорусы и россияне уделяют беспилотным летательным аппаратам. В Беларуси, к примеру, они есть в госавиации, экспериментальной и гражданской авиации.
- Сейчас Беларусь и Россия столкнулись с проблемой подготовки именно гражданских специалистов - здесь много неурегулированных в правовом поле вопросов. Мы решили помочь, организовав подготовку операторов беспилотников (квадрокоптеров и самолетного типа), а с января будем готовить и техников. Это позволит людям при выходе новых авиационных правил - а мы рассчитываем, что в стране они появятся уже с начала 2017-го, - имея удостоверение, зарегистрировать свои аппараты и использовать их в рамках дозволенного. Сейчас в Беларуси более тысячи летальных аппаратов, которые следует зарегистрировать и эксплуатировать по четким правилам.
Обмениваясь опытом с россиянами, в белорусском ДОСААФ обучают и радиоспортсменов, радиотелеграфистов для Вооруженных сил. Готовят гражданских водителей и водителей для силовых структур. А, к примеру, в Могилеве, Кобрине, Гродно учат вождению легкового автомобиля людей с ограниченными возможностями. Для них в автошколах создана безбарьерная среда. Иногда для таких учащихся возможно даже дистанционное обучение.
В перспективе, по словам Ивана Дырмана, продумывается возможность введения в программу элементов контраварийного вождения для профессиональных водителей. А сегодня для автошкол покупаются новые машины (за 7 последних лет их приобретено более 700 единиц), обновляется база, строятся современные автодромы, учебные классы, переоснащаются аэроклубы. При этом, заботясь о профессионализме работников, делается все, чтобы услуги были доступнее.
Вместе с российскими коллегами прорабатываются детали создания еще более стройной системы допризывной подготовки. Начало положено - в каждом регионе уже есть молодежные военно-патриотические клубы.