Процесс отгрузки, занимающий немало времени, так как требует большой осторожности, проходил торжественно. На площадку ЦКБМ, предприятия режимного (входит в систему предприятий "Росатома), впервые за долгие годы пригласили журналистов, чтобы показать и рассказать об уникальном оборудовании.
- Главный циркуляционный нанос - это сердце любой современной атомной станции, - сказал Сергей Щуцкий, технический директор предприятия. - Аналогов тому насосу, который мы отправляем нынче для белорусских атомщиков, в мире нет. Его вес составляет 25 тонн, высота - 3,5 метра.
Ноу-хау российских атомщиков: в машинной смазке ГЦН нет горючих веществ. Масло заменила... обычная вода. Что позволило снизить угрозу возгорания в атомном реакторе в десятки раз. Такого двигателя нет пока ни на одной АЭС на планете.
В течение нескольких дней, прежде чем начать отгрузку ГЦН для Островца, в Сосновом Бору проводились его испытания. В частности, отслеживалась система перекачки воды. За час насос должен перекачивать 27 тысяч кубометров воды. По образному выражению Андрея Маркевича, начальника службы подготовки и проведения испытаний ЦКБМ, это примерно как десять олимпийских, то есть 50-метровых бассейнов. За работой всех систем с помощью сверхчувствительных датчиков и специально разработанных компьютерных программ следят опытные инженеры. Один из основных принципов работы насоса, о котором говорят специалисты ЦКБМ: его отключение автоматически приводит к отключению реактора, и АЭС выходит на пониженную выработку электроэнергии. Иными словами, от технических параметров установки зависит не только безопасность, но и экономическая эффективность всей атомной электростанции.
Работа над созданием главного циркулярного насоса нового поколения продолжалась почти десять лет. В эти дни первый из пяти "белорусских" ГЦН, упакованный в специальный металлический контейнер, уже в пути.
К слову
АО "ЦКБМ" - единственный в России разработчик и изготовитель ГЦН для всех типов российских реакторов. Предприятие является разработчиком и изготовителем дистанционно-управляемого транспортно-технологического оборудования, предназначенного для работы с радиоактивными материалами. Агрегаты петербургских конструкторов установлены почти на всех новых АЭС не только в России, но также в Китае, Иране, Индии. Недавно был получен заказ из Турции. Всего в производстве сейчас 44 ГЦН.