21.12.2016 17:31
    Поделиться

    Кустурица и Белуччи показали в Москве фильм "По Млечному пути"

    Долгие восемь лет зрители ждали, когда Эмир Кустурица - знаменитый сербский кинорежиссер, обласканный крупнейшими кинофестивалями мира (только "Золотых пальмовых ветвей" Каннского киносмотра у него - две), автор таких картин, как "Время цыган", "Черная кошка, белый кот", "Аризонская мечта", "Жизнь как чудо" и других - снимет свой новый фильм. Что в сравнении с этим временной промежуток между августом, когда проходил кинофестиваль в Венеции, а именно в его конкурсной программе состоялась премьера фильма "По Млечному пути", и началом января 2017-го - а в это время картина выходит в российский прокат. Однако новое творение Кустурицы уже посмотрели журналисты и первые зрители, приглашенные на гала-премьеру.

    Кроме того, была возможность обсудить впечатления с самим режиссером. Эмир Кустурица приехал в Москву не один, а с двумя красивыми женщинами - актрисами Моникой Беллуччи и Слободой Мичалович, сыгравшими в его фильме главные роли. В картине есть эпизод в духе всех творений Кустурицы, когда главный герой - Коста, который по сюжету какое-то время разрывается между двумя женщинами, находится в военном госпитале - туда попали обе. Крыша госпиталя прохудилась. Льет дождь. И Коста держит над головами обеих две кастрюли для капающей воды, чтобы они могли спокойно поспать. Казалось, что и в реальной жизни во время визита знаменитый режиссер так же заботливо будет опекать двух актрис, например, защищая от каверзных вопросов СМИ. Но обошлось. Журналисты были крайне дружелюбны.

    …При просмотре фильма "По Млечному пути" создается впечатление, что Моника Белуччи и Эмир Кустурица шли к этой работе всю жизнь. И в итоге рассказали о любви двух уже немолодых людей, немало повидавших на своем веку в непростое военное время. "Война в этом мире - всегда", - сказал Кустурица во время пресс-конференции.

    Создается впечатление, что Моника Беллуччи и Эмир Кустурица шли к этой работе всю жизнь

    В фильме, за исключением нескольких эпизодов, Кустурица Белуччи не щадит - она и горит, и тонет, и возносится над землей, находится под жарким солнцем и проливным дождем, в падающем доме и в еле двигающейся "икающей" машине. Моника же - несмотря на модельное прошлое - показывает себя хорошей актрисой - все испытания выносит с достоинством и даже в какой-то момент тащит израненного героя Кустурицы (режиссер в картине исполняет главную мужскую роль) на себе. Но как получилось, что они стали работать вместе? Об этом и был вопрос к обоим обозревателя "РГ".

    - Я никогда не думал, что буду снимать Монику, - ответил Эмир Кустурица. - Мы познакомились давно, и я всегда полагал, что она принадлежит к той категории актрис, с которыми я могу работать, но не хочу. То что мне очень понравилось - я видел ее женский шарм, но в фильме он не был так ярок. В самом начале съемок, когда я увидел, как она играет, это стало для меня огромным сюрпризом - само отношение к работе. Моника оказалась очень хорошей актрисой. Три года она, как и Слобода, снималась с полной отдачей, не жалея себя. Я в итоге счастлив, что именно Моника снималась в моем фильме. Хотя это было проблемой, потому что я - старый человек (смеется), а Моника - она молодая.

    - Что? Ну спасибо, - отреагировала Белуччи. - Как сказал Эмир, мы  встретились впервые довольно давно - это было в Каннах, в 2002 году (я приезжала туда с фильмом "Необратимость"). Короткое столкновение в лифте. Он вошел, мы проехали вместе несколько этажей, не говоря друг другу ни слова, и, когда Эмир вышел, я выдохнула.

    - Я не был тогда агрессивным, - пошутил Эмир.

    - Это была особая встреча, - продолжила Моника. Несколько лет спустя мы встретились в Риме. А еще позднее со мной связались продюсеры и рассказали о проекте "По Млечному пути". Дали сценарий. И я была очень взволнована, потому что видела предыдущие фильмы Эмира.

    Сейчас я хотела бы поблагодарить его за то, что создал такой необычный образ женщины. Она мудрая и храбрая. Я бы хотела быть такой. И я могу понять ее, поскольку сама родом из маленького городка. И до сих пор,  когда иду по красной дорожке, помню о том, что я - деревенская девушка. Она бежит от чего-то, и я бежала от простоты в своей жизни. Она женщина зрелая, немолодая, прошла через много разных препятствий в жизни, и ее образ не существует без образа героини Слободы, которая демонстрирует живость и молодость во время войны.

    Во время индивидуального интервью первый вопрос Эмиру Кустурице был о регулярных визитах в Россию: он был в жюри одного из крупных фестивалей, участвовал в традиционном концерте вместе с Гораном Бреговичем.

    Эмир, вы часто ездите в Россию, вам здесь нравится?

    Эмир Кустурица: Да! Мне очень нравится быть здесь. То, как я вижу историю, политику, эстетику - все совпадает с вашим видением. Взгляды совпадают. Могу сказать так: вы - вместе (сжимает руку в кулак). Я думаю, как русский человек. Потому что ситуация в мире нехорошая. Я часто приезжаю в Россию, потому что тут я как дома. Много раз я выступал в России с концертами и думаю, что уже нужно здесь делать фильм.

    Какой?

    Эмир Кустурица: Идей много. И я все же сниму фильм в России!

    Ваш герой - молочник Коста - в фильме "По Млечному пути" говорит: "Я уже не тот, что был прежде". А как вы изменились за эти годы: как режиссер, как человек?

    Эмир Кустурица: Я не думаю, что сильно изменился. В фильме это ответ на вопрос, потому что первый разговор между мужчиной и женщиной, которые понравились друг другу, начинается с его вопроса: "Кто ты?". Она отвечает: "Я не та, что была прежде". А его ответ, мол, я уже не тот человек, которым был. Это лишь характер моего героя. Потому что язык фильма "По Млечному пути" - это язык моих первых фильмов. В нем картины говорят сами за себя. Диалоги там есть, но не они играют главную роль. Картины - вот что самое важное.

    Ваш фильм - притча. Он не о какой-то конкретной войне. И сломанные большие часы в нем - символ сбившегося мирового времени, которое ведет себя, как хочет?

    Эмир Кустурица: Это фильм обо всех войнах в мире. И он очень характерный для Боснии и Герцеговины. Я очень люблю эту средиземноморскую часть нашей родины, которая снята в фильме, потому что там много солнца и камней. Солнце и камни и сделали необыкновенную картину для языка моего кино. Что мне нравилось в самой идее как часов, так и всего фильма - история рассказана для всех времен и народов. И время - оно оставляет раны на всех. И у моего героя особая ситуация - он мечется между двумя женщинами, что характерно для многих мужчин в любое время.

    Ваш герой с зонтиком путешествует по горам под пулями. Вы действительно считаете, что можно спастись и зонтиком?

    Эмир Кустурица: Можно. Я думаю, что можно.

    Что еще сказал Эмир Кустурица на пресс-конференции

    О смысле фильма: Дон Кихот, когда поучает Санчо Панса, говорит: "Не путай аппетит с любовью!". И вот мой фильм как раз про это: он не про аппетит,  а про любовь.

    О съемках: Мы снимали три лета, и одного лета - не было. Потому что я снимаю все в реальности - я не знаю, как делать фильм без солнца. Мы ждали солнца, как Годо. А когда такие экстерьерные съемки, то нужно успевать все впитывать. Это не тот ненатуральный способ, которым сейчас снимается большинство картин. Вы впитываете фильм, и он впитывает вас. Вы берёте эмоцию, и она берет вас. Поэтому мы и делали фильм так долго - три лета.

    О животных: В моей жизни они играют огромную роль. Эмоции, которые я получаю от людей, это практически те же, которые я чувствую, например, у медведя. В фильме 80% животных - живые: сокол, гуси, свинья, кошки. Остальные сделаны с помощью компьютерной графики. Например, огромная змея.

    О войне: Я думаю, что сейчас в мире не будет великой войны. Если бы была выбрана мадам Клинтон, была бы огромная война. А поскольку выбран Трамп - нет. А так в мире всегда война. У нас она была два раза. Я думаю, что война - это нормальный статус человека. Наша война была, как у вас на Украине: она была к нам импортирована. И я никогда не буду делать фильм о балканской войне. Все наши фильмы ничего не изменили. Было то, что было. И этого достаточно.

    Между тем

    Моника Белуччи в России в третий раз. Она ни разу не получала предложения сняться у российских кинорежиссеров, но открыта и готова к сотрудничеству. Белуччи видит нечто схожее в российском и итальянском характерах - например, способность смешать драму и трагедию. В 2014 году в Каннах ее впечатлил российский фильм "Левиафан" - он укрепил в ней желание поработать с русскими.

    Поделиться