Здесь, в галерее "На Солянке", открывается выставка "Каждый вечер перед сном" (с 21 декабря по 19 февраля). Здесь будут показаны мультфильм Юрия Норштейна по заказу "Первого канала" (тогда ОРТ) в качестве заставки передачи "Спокойной ночи, малыши", рисунки и эскизы к нему художника Валентина Ольшванга, плюс - работы современных художников, для которых зыбкий момент между явью и сновидением стал источником вдохновения.
Две с половиной минуты анимационной заставки к передаче "Спокойной ночи, малыши" создавались полтора года, продержались в эфире три года - с 1999 по 2001. И оказались, как выразился Константин Эрнст на пресс-конференции в ТАСС, "крайним" на данное время завершенным произведением Юрия Норштейна". Завершению работы, по словам Эрнста, способствовало то, что он в качестве продюсера "никак не мешал": "Юрий Борисович сделал то, что хотел. Мы получили то, что хотели. Микрофильм, который говорит на языке, понятном для людей всех возрастов".
Сам Юрий Борисович не замедлил тут же заметить, что вообще "лучше быть анахоретом, когда о тебе все забыли - сидишь и работаешь". А что касается анимационной заставке к любимой детской передаче, то - не забыл он напомнить - равноправным ее автором является не только режиссер, но и художник. Художника, сценариста, режиссера (и ученика Норштейна) Валентина Алексеевича Ольшванга, который снял мультфильмы "Розовая кукла", "Про раков", "Со вечора дождик", представлять зрителям не надо. Специально для выставки он сделал несколько коллажей, которые станут своего рода "заставками" - но уже в пространстве экспозиции. Они, по всей видимости, свяжут пространство анимационного проекта, с его раритетными рисунками, раскадровками, портретами обитателей игрушечной детской, и ту часть экспозиции, где будут работы Алены Романовой, Дмитрия Каварги, Олега и Ольги Татаринцевых и других художников.
Тема сна, "спокойной ночи", детской, конечно, напрямую отсылает к колыбельным, сказкам, миру волшебному, где все плохое, что происходит, - понарошку, а все хорошее - взаправду. Этот мир - меж сном и явью, меж детством и трезвой реальностью тех, кто успел забыть, как "папа был маленьким", оставляет пространство не только для сказки, фильма, рисунка, но и вообще - для воображения и интуиции… Словом, пространство для "воспитания чувств".
Это образ, на первый взгляд, отсылающий к роману Флобера или к недавнему культовому фильму Лоне Шерфиг, для Норштейна связан отнюдь не с романтическими чувствами, а со способностью ребенка ощущать себя в едином общем пространстве мира. И для этого "воспитания чувств" опыт компьютерных игр вряд ли пригодится. "Ребенок, прикованный к экрану планшета или телефона, уходит от освоения мира", - заметил режиссер. Он вспомнил, как когда-то давно Людмила Петрушевская, придя в дом Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой, смотрела с изумлением на их спокойную реакцию на то, как их маленький сын Боря, вернувшись с рыбалки (неудачной, надо сказать), схватил хлеб со стола грязными руками. Нагоняя, кажется, со стороны родителей ожидала не только она… Но его не последовало. Потому что главное отнюдь не стерильность условий "роста"…
Умение чувствовать - и сочувствовать - Юрий Норштейн числит среди важнейших, что делают человека человеком. Образовательная программа, подготовленная к выставке "Каждый вечер перед сном", способствует развитию этого умения. Здесь будут фортепьянные концерты, в программе которых - детские альбомы, колыбельные, детские пьесы… Здесь будет ретроспектива шедевров анимации… Наконец, известные актеры обещают участвовать в чтении сказок и стихов…
Интересно, будет ли среди них стихотворение Саши Черного "Каждый вечер перед сном / Прячу голову в подушку: Из подушки лезет гном / И везет на тачке хрюшку, а за хрюшкою дракон, длинный, словно макарона…"?