Казалось бы, серьезное обвинение, но на деле мужчина всего лишь приобрел 2 года назад на популярном китайском он-лайн маркете AliExpress брелок, способный вести скрытую видеосъемку. Он намеревался использовать его на мотоцикле в качестве видеорегистратора, прикрепив к шлему или к рулю. Но качество картинки оказалось плохого разрешения, поэтому мотоциклист забросил непригодившийся гаджет в "дальний ящик".
В декабре прошлого года с деньгами в семье стало туго, рассказывает супруга осужденного, Алексею на глаза попался тот самый брелок, и он выставил его на продажу на сайт "Авито" за 1500 рублей, чтобы, по ее словам, хоть мандаринов купить к праздничному столу. Первые покупатели позвонили довольно быстро. Но сделка купли-продажи не прошла - в качестве покупателей на встречу пришли оперативники.
Полицейские оформили преступление, как попытка незаконного сбыта шпионского оборудования. Мотолюбителю было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 Уголовного кодекса РФ "Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации".
Так как следователь не застал Соколова один раз на месте, его было решено отправить в следственный изолятор на период расследования. До вынесенного вчера приговора мотоциклист провел в заключении почти 4 месяца. Кстати, именно таким оказался и приговор судьи Елены Ленской, назначившей Соколову наказание в виде 4 месяцев лишения свободы в колонии общего режима. Таким образом, с учетом отбытого в СИЗО времени вскоре мужчина выйдет на свободу.
К слову, вменяемая мотолюбителю статья предусматривает штраф до 200 тысяч рублей, принудительные работы, либо лишение свободы сроком до 4 лет. "Обычным гражданам нельзя производить, продавать, покупать и использовать средства для прослушки, скрытого видеонаблюдения и прочего негласного сбора информации, это в рамках закона могут делать в своей профессиональной деятельности только правоохранители и спецслужбы", - пояснил "РГ" эксперт Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, адвокат Роман Терехин.
При этом обычным гражданам зачастую доступны различные камеры и записывающие устройства, как правило, встраивающиеся в обычные на вид предметы - ручки, брелки, игрушки, очки. Сюда же относятся технические средства для перехвата связи, негласного сбора сообщений, негласного прослушивания каналов связи, телефонов. Такие технические средства могут быть закамуфлированы под бытовые предметы. Например, это касается ручек, брелков, игрушек и прочих подобных предметов со встроенными видеокамерами или диктофонами. Объявления о продаже подобных предметов можно легко найти в Интернете. Однако их свободная продажа и приобретение обычными гражданами - противозаконны.
Эксперт напоминает, что еще в 2011 году Конституционный суд постановил, что спецсредства для прослушки и скрытого видеонаблюдения могут использовать только спецслужбы, в противном случае это влечет уголовную ответственность. Такое решение было вынесено в связи с тем, что получение личной информации не в оперативных целях нарушает конституционные права личности.
Впрочем, есть мнение, что правоохранительные органы по данной статье просто в "лайт-режиме" отрабатывают "палки". Залез на "Авито", нашел объявление, договорился о встрече с продавцом - все преступление раскрыто. Об этом говорит и руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков. "Насколько я вижу, количество приговоров по ст. 138.1 растет, похоже на то, что методика привлечения к ответственности отработана", - отметил правозащитник. За последнее время приговор по этой статье получил предприниматель из Барнаула, купивший в интернете USB-флешку с встроенным диктофоном. Мужчина был в итоге оштрафован на 8 тысяч рублей. В конце сентября к полутора годам ограничения свободы приговорили жителя Тамбова, который купил в интернет-магазине пульт дистанционного управления охранной системой автомобиля с встроенной видеокамерой.
Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации бывают таких типов: для негласного получения и регистрации акустической информации; для негласного визуального наблюдения и документирования; для негласного прослушивания телефонных переговоров; для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; для негласного контроля почтовых отправлений; для негласного исследования предметов и документов; для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов; для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи; для негласной идентификации личности.
Законно производить и продавать такие спецсредства можно только при наличии контрактов на реализацию и приобретение в целях продажи специальных технических средств, заключенных с органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности и проводящими оперативно-розыскные мероприятия с использованием указанных средств. А также при наличии технических заданий на разработку и производство специальных технических средств, утвержденных в установленном порядке органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности и проводящими оперативно-розыскные мероприятия с использованием указанных средств. То есть, производство таких спецсредств законно только для оперативных целей по заказу соответствующих органов.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"