Напомню, в Москве всего два речных вокзала - Северный и Южный. Именно отсюда отправляются круизные суда из столицы, сюда же прибывают корабли из других городов. Причем Южный вокзал загружен куда меньше Северного - суда от него уходят по направлению к Оке, которая из-за малой глубины может принимать только некоторые типы кораблей. Обычно это двухпалубные теплоходы и то лишь определенные их проекты. К тому же к концу июня уровень воды в Оке и вовсе падает до крайне низких отметок.
А вот от 16 причалов Северного вокзала суда уходят в Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и многие другие города на протяжении всего сезона навигации - с апреля по октябрь.
- Северный речной вокзал - это основные водные ворота в столицу, через которые в город только в этом году прибыло около 110 тыс. человек и еще столько же отправилось в путешествие, - рассказала "РГ" замгендиректора по туризму круизной компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова. - К причалам вокзала швартуются суда всех проектов, в том числе крупные четырехпалубные. В этом году причалы вокзала использовали 88 круизных судов, а ведь есть еще прогулочные теплоходы, которыми летом пользуются тысячи человек, наслаждаясь речными прогулками.
При такой большой нагрузке вся инфраструктура вокзала ограничивается собственно причальной стенкой, павильонами досмотра пассажиров и офисными павильонами по продаже билетов. Ни зала ожидания, ни полноценной справочной, ни кафе и даже туалетов - надо бегать в ближайший парк. А роскошное здание самого вокзала, памятник архитектуры, с 2010 года закрыто и постепенно приходит в аварийное состояние. Как выяснил корреспондент "РГ", находится оно в федеральной собственности, однако в октябре этого года его передали в пользование столичному госучреждению "Организатор перевозок", подведомственному департаменту транспорта. Городские власти сразу объявили конкурс по отбору проектировщика для создания проекта реставрации и приспособления вокзала под современное использование. Под этой формулировкой подразумевается создание полноценного вокзального комплекса.
Итоги конкурса подведут 17 января. На разработку проекта у победителя будет максимум 330 дней.
За это время придется продумать не только реставрацию фасадов, но и восстановление интерьеров по сохранившимся фрагментам отделки и архивам. Департамент культурного наследия будет следить за реставрационными работами. Впрочем, начнутся они вряд ли скоро - весь следующий год, скорее всего, уйдет на разработку проекта. Потом нужно будет провести конкурс по выбору подрядчика уже непосредственно для реставрации здания, которая наверняка займет не меньше одного-двух лет.
О необходимости возрождения речного вокзала еще в прошлом году говорил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он отмечал, что реставрация вокзала особенно актуальна в рамках реализации проекта по развитию прибрежных территорий Москвы-реки. Он подразумевает реконструкцию десятков километров набережных, строительство дополнительных мостов, а также развитие речного транспорта.
В планах мэрии помимо собственно вокзала преобразить и прилегающий к нему живописный парк - ему также планируется вернуть облик 1930-1950-х годов прошлого века. Проект обновления территории сейчас прорабатывается, рассказали "РГ" в музейно-парковом комплексе "Северное Тушино", к которому относится парк речного вокзала.
История здания вокзала, напомню, началась в 1930-е годы - его построили к 1937 году одновременно с Каналом имени Москвы. Здание с башней напоминает огромный плывущий корабль с высоким шпилем, увенчанным звездой словно со Спасской башни Московского Кремля. К входу со стороны реки ведет широкая центральная лестница, а ряды тонких колонн придают массивному зданию в стиле сталинского ампира необычную легкость. В башне есть механизм, который позволяет убирать шпиль со звездой - по задумке архитекторов, шпиль должен был "прятаться" во время закрытия навигации и вновь выдвигаться с ее возобновлением, но на практике механизм использовали лишь несколько раз. Задумывалась постройка как символ Москвы - порта пяти морей. Об этом свидетельствует и хорошо сохранившаяся на фасаде надпись "1933 ВОЛГА = МОСКВА 1937". Она подчеркивает роль канала, давшего судам возможность выходить из столицы к морям через Волгу и Дон.