Напомним, принятию документа предшествовало четырехлетнее обсуждение. Заняться реформированием рынка тепловой энергии заставили экономические реалии: за последние 20 лет отрасль пришла в упадок - как в технологическом, так и в финансовом плане. По мнению предпринимателей, бизнес в этой сфере убыточен из-за ее зарегулированности. Задача реформ - либерализация отношений в сфере теплоснабжения, ликвидация ценовых диспропорций и в итоге привлечение в отрасль инвестиций и ее модернизация.
Целевая модель рынка, одобренная еще в 2014 году президентом страны, основана на принципе цены "альтернативной котельной". Он заключается в расчете цены тепловой энергии, позволяющей окупить строительство некоего нового теплоисточника. Эта цифра (учитывающая стоимость топлива, содержания объекта и возврат инвестиций) утверждается в качестве предельной цены: если действующие тарифы на централизованное теплоснабжение на территории ниже установленной планки, их постепенно повысят до ее уровня, а если выше - заморозят. Тем самым создаются стимулы для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий теплоснабжения.
Но это, как водится, идеальная картинка. А на практике любая либерализация обрастает множеством ограничений. Так, сначала новации вводятся лишь в пилотных регионах и только по согласованию с местными властями. А они, как правило, видят в низких тарифах залог социальной стабильности. Распространение принципа "альтернативной котельной" на всю страну пока вообще не просматривается. И вопрос утверждения предельной цены тоже не решен.
- К ФЗ-190 - 33 подзаконных акта, которые разрабатывают четыре федеральных ведомства. В результате эти документы между собой не согласованы, порой просто противоречат друг другу, - констатирует вице-президент по тепловому бизнесу международного энергоконцерна, владеющего станциями в Тюменской и Челябинской областях, Парвиз Абдушукуров. - Инвесторам нужны стабильные долгосрочные правила: в таких условиях 10-15 лет окупаемости - это нормально. Создайте условия - и вы увидите: мы зайдем во все города региона, в том числе и малые.
Эксперт уверен: еще есть шанс доработать закон ко второму чтению.
Что же предлагают практики? По их мнению, изобретать особо ничего не требуется, за основу можно взять опыт реформирования электроэнергетики в нашей же стране.
Прежде всего отрасли необходим куратор. Это может быть Совет рынка - некоммерческое партнерство, в которое войдут потребители, производители, представители власти, отраслевые эксперты. В электроэнергетике такой орган давно и успешно работает, позволяя всем заинтересованным сторонам договариваться между собой. В последнее время он курирует и тепловую энергетику.
Как отмечает представитель Ассоциации НП "Совет рынка" Василий Коротченко, 66 процентов электростанций страны вырабатывают не только электрическую, но и тепловую энергию. Объем оптового рынка в прошлом году составил 1,36 триллиона рублей, за 10 месяцев 2016-го - 1,2 триллиона. На тепло приходится порядка 40 процентов доходов энергокомпаний.
Эти цифры характеризуют и величину поля деятельности, и масштаб проблемы. Ведь сегодня теплоснабжение - это одна сплошная проблема, за исключением небольших и немногочисленных "оазисов". В масштабе страны картина печальная: потребление тепловой энергии от централизованных источников падает, из-за хронического недофинансирования растет износ генерирующего оборудования (его средний возраст - 31 год, 18 процентов турбин и 23 процента котлов в России старше 50 лет). Отсюда следующий важнейший момент, который тоже никак не затронут в новом законе: не определен механизм модернизации отрасли, ввода новых и вывода старых станций. Широко известная программа ДПМ (договоры о предоставлении мощности), которая позволила за несколько лет построить в стране порядка 20 гигаватт новых генерирующих мощностей, к 2020 году завершится. И что делать дальше, пока никто не знает. Отдельный вопрос - состояние отечественного энергомашиностроения: достаточны ли его возможности для модернизации теплоэнергетики, замещения импорта в этой сфере? - тоже пока без ответа.
Тем не менее постепенно картина в теплоэнергетике меняется - пока в отдельных городах или даже микрорайонах, но процесс идет. Схемы теплоснабжения большинства крупных городов уже утверждены, хотя далеко не все они выполнены профессионально и отвечают требованиям рынка и времени. Как отмечает эксперт аналитического центра при правительстве РФ Евгений Гашо, главное при составлении схем - найти и обозначить проблемы существующей системы теплоснабжения. Но это удалось лишь в 10-15 процентах случаев. Следующая задача - определить резервы, которые позволят решить эти проблемы и двигаться вперед. Позитивные примеры в этом плане есть, в том числе и на Урале: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, ряд небольших городов.
Кстати, как отмечают эксперты, многие населенные пункты, где в последние годы теплоснабжение было децентрализовано, после проведенного анализа двинулись в обратном направлении - к централизованной схеме. Потому что высокая экономическая эффективность когенерации - совместной выработки электрической и тепловой энергии - вне всяких сомнений. Осталось убедить в этом потребителей, многие из которых из-за непрозрачных тарифов сочли за благо обзавестись собственными котельными. В результате ТЭЦ оказались в крайне сложных условиях: например, как рассказал член рабочей группы при комитете по энергетике Госдумы Роман Разоренов, после того как Ленинградская АЭС перестала поставлять электроэнергию в Прибалтику, она переключилась на Санкт-Петербург, в результате местные ТЭЦ недозагружены, но вынуждены производить "социальный продукт" - тепло.
- У нас в Свердловской области все предприятия теплоснабжения убыточны, - заявляет эксперт комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Сергей Сысков. - Были случаи, когда инвестор хотел зайти на территорию, но условия таковы, что за три года через тариф вложенные деньги не вернуть. А более трех лет ни одно предприятие не живет.
Убыточность отрасли поддерживается и действующим принципом тарифообразования "затраты плюс", который, по сути, поощряет экономическую неэффективность, поскольку позволяет включать в тариф потери тепла и прочие непроизводительные расходы. А усредненные нормативы для потребителей, действующие в 90 процентах муниципалитетов Среднего Урала, не стимулируют к внедрению приборов учета. Между тем, по мнению практиков, только достаточно высокий тариф способен заставить жильцов и управляющие компании устанавливать счетчики. При этом он компенсирует потери поставщиков от снижения потребления энергии, а значит, способствует энергосбережению.
- Повышение тарифа не должно приводить к росту платежа. Тариф должен быть высокий, а платеж - разумный, - резюмирует Парвиз Абдушукуров.
Недаром в новых районах, подобных екатеринбургскому Академическому, все коммунальное хозяйство оптимизировано и автоматизировано: потребление тепла здесь на 20 процентов ниже, чем в среднем по городу. Перевод всего Екатеринбурга, в котором девять теплоисточников, 3200 километров сетей и 14 тысяч многоквартирных домов на закрытую схему теплоснабжения - главная цель созданной в этом году единой теплоснабжающей организации. Но быстро провести столь масштабную модернизацию не получится, пока не будет полной ясности с источником возмещения затрат.
Есть опыт реконструкции теплового хозяйства в ходе капремонта. Как рассказал представитель компании-производителя автоматики Вячеслав Гун, затраты окупаются всего за четыре года, поскольку утепление домов почти вдвое уменьшает потери тепла, а установка индивидуального теплопункта обеспечивает еще и 20-процентное снижение его потребления. По пути замены устаревших центральных тепловых пунктов (ЦТП) на современные индивидуальные пошли в Казани, 32 ЦТП реконструировали в Сургуте, 112 - в Перми. У компаний, осуществивших такие проекты, есть готовые типовые решения. Дело за малым - законодательно создать условия, прежде всего - снять тарифные оковы. Только в этом случае, уверены энергетики, в коммунальную отрасль придут не фирмы-однодневки, а серьезные инвесторы, готовые вкладывать деньги и усилия в расчете на долговременную стабильную отдачу.