Легкая промышленность - одна из немногих отраслей, которая до сих пор не имеет стратегии развития: предприятия функционируют обособленно, предпочитая закупать сырье и фурнитуру за рубежом, хотя такие же материалы, притом дешевле, производятся по соседству.
- Есть неофициальная стратегия развития отрасли, которая разрабатывалась по заказу Минпромторга РФ в прошлом году, но так и не была утверждена, - рассказывает председатель комитета по легкой промышленности челябинского регионального отделения "Деловой России" Сергей Сиренко.
В этом документе определены индикативные показатели до 2025 года. В частности, говорится об увеличении доли легпрома в валовом внутреннем продукте с 0,9 до 1,5 процента за счет замещения импорта, развития спроса внутри страны и экспортных поставок. В советские годы, кстати, этот показатель составлял 12 процентов, но обрушился в течение нескольких лет.
- Абсолютный приоритет - выстраивание технологической цепочки для выпуска синтетических материалов. Речь идет о производстве полиэфирных, вискозных и полиамидных волокон, технического текстиля, которое пока в стране развито слабо, - поясняет Сергей Сиренко. - Да, мы оказались отрезаны от рынка хлопка, но можем начать производить синтетические нити.
По мнению экспертов, эффект от развития производства синтетических тканей будет в два раза выше, чем от натуральных. Сейчас рынок уже постепенно переориентируется на полиэстер и вискозу из-за меньшей волатильности и более низкой себестоимости. При этом потребительские качества современной синтетики вполне сопоставимы с натуральными материалами.
Так, на камвольном комбинате в Екатеринбурге, более полувека производящем шерстяные и полушерстяные ткани, в условиях труднодоступности качественного натурального сырья решили расширить ассортимент продукции: на стадии запуска - проект производства флисового полотна. На предприятии уже смонтировали оборудование, позволяющее наладить выпуск не только флиса, но и трикотажных, махровых тканей.
- Мы понимаем, что в нынешней ситуации необходимо переходить от узкого камвольного производства к полномасштабному текстильному, от натуральных тканей - к синтетическим, - говорит коммерческий директор комбината Юлия Кириллова.
По ее словам, потребительский спрос на натуральные ткани стабилен, он не растет: постепенно шерстяные материалы уходят в премиум-сегмент, потому что шерсть из года в год дорожает, ее все меньше производят в мире, на смену ей приходят синтетические аналоги - вискоза и поливискоза, которые по большей части пока завозятся из-за рубежа.
- В этом году нам удалось реализовать шерстяные ткани швейным фабрикам дешевле, чем стоят синтетические, но только за счет господдержки. Мы попали в программу Минпромторга РФ, которая предусматривала субсидирование производителей камвольных тканей для изготовления школьной формы, - рассказывает Юлия Кириллова. - Это единственный год, когда к нам очереди выстраивались за продукцией.
В Челябинской области есть инвестор, который рассматривает возможность открытия линии по производству синтетических материалов, точнее - искусственного наполнителя для набивки подушек и одеял. Предполагаемая сумма инвестиций составит порядка 50 миллионов рублей. В том, что спрос на продукцию будет, сомнений нет: сегодня она завозится главным образом из-за рубежа, что влечет высокие расходы на транспортировку, растаможку и логистику. Проект предлагается реализовать в рамках регионального кластера, что позволит инвестору рассчитывать на новые виды господдержки.
К слову, в этом году стартовала программа льготного лизинга оборудования для предприятий легкой промышленности. Однако пройти отбор оказалось непросто, скажем, представителям челябинской обувной фабрики пришлось обратиться за помощью к специалистам Минпромторга РФ за разъяснением и сопровождением "в ручном режиме". Но вот результат: на днях заключен договор о приобретении 21 единицы современного итальянского оборудования для фабрики на общую сумму 151,3 миллиона рублей, из которых 30 процентов компенсирует государство.
- От регионального кластера подать заявку на получение господдержки будет гораздо проще, потому что механизм работы предприятий внутри такого объединения максимально прозрачен и понятен государству, - говорит владелец текстильного производства Денис Силин.
По его словам, кооперация между предприятиями легкой промышленности поможет придать новый импульс развитию всей отрасли: легче станет получить производственные площадки в пределах областного центра, выстраивать взаимодействие с учебными заведениями по подготовке кадров, да и с органами власти удастся установить более тесный контакт.
Как пояснили в Центре кластерного развития Челябинской области, для создания промышленного кластера необходимо объединиться минимум 10 предприятиям, которые должны друг с другом находиться в тесных кооперационных связях. При этом схемы взаимодействия между участниками допускаются различные, в них может быть как один производитель конечной продукции, так и несколько. Среди обязательных условий - 20 процентов производимой продукции необходимо реализовывать внутри кластера. Есть ограничения и по географии участников - предприятия должны иметь производства на территории Челябинской области либо в соседних регионах. В этом случае при реализации совместных проектов в сфере импортозамещения можно рассчитывать на получение госсубсидии, которую гарантирует постановление правительства РФ № 41 (возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, приобретению технологической оснастки, обучению сотрудников).
Создание кластера поможет продвижению отечественного текстильного бренда на новые рынки сбыта, росту его узнаваемости. К тому же формирование такого объединения свидетельствует о высоком уровне локализации производства внутри региона. Продукцию маркируют особым знаком качества, а значит, к ней будет особое отношение, "зеленый свет" на зарубежных рынках.
Как рассказали в минэкономразвития Челябинской области, обычно процесс создания промышленного кластера занимает около месяца. Сегодня в работе документация сразу на четыре кластера в разных отраслях экономики. Зарегистрировать кластер легпрома планируется уже в первом квартале следующего года. По мнению директора копейской швейной фабрики Владимира Малиновского, при его создании необходимо ориентироваться на опыт формирования профессиональных объединений в Польше. Легкая промышленность этой страны представлена небольшими компаниями, в основном семейными, которые объединяются друг с другом - как правило, по 4-5. К крупным кластерам "прикрепляются" учебные заведения, которые целенаправленно готовят кадры. Эта задача крайне актуальная и для Челябинской области.
- В текстильной промышленности Южного Урала острый дефицит швей, технологов, специалистов по ремонту и обслуживанию швейных машин, - говорит Владимир Малиновский. - В течение четырех лет не могли набрать студентов на обучение по специальности "швея" в копейском филиале челябинского колледжа: не было желающих. Такими темпами скоро работать будет некому.
- Мы начинаем заниматься профориентацией с начальных классов школы, чтобы сформировать положительный образ профессии. Задумываться о том, кто будет работать в отрасли через 7-10 лет, нужно уже сейчас, - уверена директор Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности Инна Пушкарева.
Средний возраст работающих на предприятиях легкой промышленности Челябинской области - 50 лет, много сотрудников пенсионного возраста, освоить переход на новые современные технологии им будет нелегко.
- В городе Иваново проблему нехватки рабочих рук на одном из текстильных предприятий решили просто - завезли трудовых мигрантов из Вьетнама. По этому пути сегодня идут многие отечественные предприятия, - рассказывает Денис Силин. - Но это не решение кадровой проблемы, нужно обучать своих специалистов, это планомерная и долгая работа. Рынок отечественной текстильной и легкой промышленности сегодня растет и важно не упустить возможности для развития.