21.12.2016 10:40

Ученые заподозрили ближайшую к нам звезду-гиганта в "каннибализме"

Астрономы из Университета Техаса в Остине высказали мнение, что ближайшая к нам звезда-гигант Бетельгейзе из созвездия Ориона могла в недавнем прошлом поглотить своего "компаньона" - светило размером с Солнце.

Бетельгейзе является одной из самых больших и ярких звезд на небосводе, которые можно разглядеть и без телескопа. Она тяжелее Солнца примерно в 15-25 раз и находится на последнем этапе звездной эволюции - стадии красного сверхгиганта. Красные гиганты заканчивают свои дни, резко расширяясь и сбрасывая свои внешние слои в космическое пространство, порождая таким образом красивые туманности.

Между тем ученые обратили внимание на необычную скорость вращения Бетельгейзе. Оказалось, что светило вращается в 150 раз быстрее, чем любая другая звезда (его внешние слои вращаются со скоростью примерно 15 километров в секунду).

Чтобы выяснить причину того, что же могло так раскрутить красного сверхгиганта, ученые прибегли к помощи компьютерной модели. Как показали проведенные расчеты, Бетельгейзе действительно не могла самостоятельно набрать такую высокую скорость вращения.

Исследователи предположили, что в далеком прошлом Бетельгейзе могла быть "двойняшкой" - парой из двух звезд, одна из которых обладала заметно меньшей массой, чем второе светило. Бетельгейзе, исчерпав свое "горючее", "раздулась" до размеров красного гиганта и покрыла вторую звезду своими внешними оболочками, всего через 10 миллионов лет после своего рождения. Слияние двух звезд породило мощную вспышку и выброс материи меньшей звезды в окружающее Бетельгейзе пространство, что сформировало своеобразное кольцо из горячей плазмы вокруг звезды-гиганта.

По словам астрономов, если события развивались именно таким образом, то прогнозы о скором взрыве красного гиганта могут оказаться в корне неверными, поскольку ядро Бетельгейзе, в таком случае, было искусственно "омоложено" материей ее соседки, пишет РИА Новости.

Научная статья на эту тему опубликована в журнале MNRAS.