Например - Сергею Волкову, трижды бывавшему на орбите и четырежды в открытом космосе. Глядя на открывающие выставку видеопейзажи пронизывающей красоты, снятые из иллюминатора МКС, Сергей сетовал на то, что на станции совсем нет свободного времени, но уж в часы отдыха он, например, всегда берет в руки камеру. "Солнце, когда садится, иной раз подсвечивает все так, что за иллюминатором возникает будто бы параллельное измерение. Объектив видит то, что не видит глаз".
А видение художника заставляет задумываться над тем, на что прежде не обращал внимания. Волков на выставке задержался у объекта Максима Рысакова, где скопищем разноцветных булавочных головок в черном бархате показана освоенная, зримая часть вселенной, а на другом, совершенно пустынном краю бархата, лишь одинокий красный флажок. То есть нам всем предстоит освоить еще столько всего...
Выставка "Космос. Love" поделена на три части, первая - сама конкретность, это предоставленные "Роскосмосом" макеты кораблей и станций, рабочий скафандр космонавта... Их, конечно, можно воспринимать как демонстрацию достижений технической мысли, а можно и как арт-объекты, прекрасно вписывающиеся в контекст. Тем более что тут же, за спиной космического костюма с зеркальным забралом - видеоинсталляция, в которую собраны сюжеты советского кино из области фантастики, то есть начинается вторая, художественная часть выставки.
По словам кураторов выставки, на художественную часть экспозиции, собиравшуюся по принципу open-call, пришло огромное количество заявок от молодых художников, вдохновившихся заоблачной сферой, как никакой другой, и отбирать пришлось лучшее, самое космическое. Например, вот эту абстракцию Юлии Прокофьевой: рядом с небольшой акварелью в духе супрематиста Ильи Чашника - фотография, на которой работу держат в руках космонавты на МКС, то есть этот лист побывал на орбите. Еще один космический раритет - проект Екатерины Карасевой. В архивах ее отца, работавшего на Байконуре, художница нашла снимки лунной поверхности, спускаемых аппаратов и запечатлела их в свойственной ей манере - быстром и точном карандашном штрихе, расцвеченном ее фантазией. Егор Крафт в своем видеоперфомансе рвет, как бумагу, стены комнаты - чтобы прорваться в черный космос, открывающийся за ее стенами...
Взрывы сверхновых и выход в открытый космос, взлеты героев и расчеты великих, несущиеся тебе навстречу под звуки Pink Floyd и Георгия Свиридова звезды, города, спроектированные Малевичем и поднимающиеся на орбиту Союзы ТМ. Изо всего этого в огромном, последнем зале экспозиции на стенах-экранах ткалась 3d-видеоистория о том, как менялись представления ученых и художников о космосе и месте в нем человека.
Сегодня мы уже не ждем, как полвека назад, яблоней на Марсе. Пусть о них сначала помечтают художники.