Центр дизайна Artplay посвятил Вселенной мультимедийный арт-проект

Год Гагарина, празднование 55-летия запуска человека в космос - завершается. Но и 2017-й насыщен космическими датами: в январе - 110 лет Сергею Королеву, в сентябре - 160 Циолковскому, а 4 октября мир отметит начало космической эры - 60 лет запуску первого спутника Земли. Мультимедийный арт-проект "Космос. Love", открывшийся в Центре дизайна Artplay при поддержке корпорации "Роскосмос", предназначен всем, кто, вдохновляясь бесконечностью Вселенной, посвятил ее исследованию жизнь.

Например - Сергею Волкову, трижды бывавшему на орбите и четырежды в открытом космосе. Глядя на открывающие выставку видеопейзажи пронизывающей красоты, снятые из иллюминатора МКС, Сергей сетовал на то, что на станции совсем нет свободного времени, но уж в часы отдыха он, например, всегда берет в руки камеру. "Солнце, когда садится, иной раз подсвечивает все так, что за иллюминатором возникает будто бы параллельное измерение. Объектив видит то, что не видит глаз".

А видение художника заставляет задумываться над тем, на что прежде не обращал внимания. Волков на выставке задержался у объекта Максима Рысакова, где скопищем разноцветных булавочных головок в черном бархате показана освоенная, зримая часть вселенной, а на другом, совершенно пустынном краю бархата, лишь одинокий красный флажок. То есть нам всем предстоит освоить еще столько всего...

Звезды здесь несутся навстречу посетителям под музыку Pink Floyd

Выставка "Космос. Love" поделена на три части, первая - сама конкретность, это предоставленные "Роскосмосом" макеты кораблей и станций, рабочий скафандр космонавта... Их, конечно, можно воспринимать как демонстрацию достижений технической мысли, а можно и как арт-объекты, прекрасно вписывающиеся в контекст. Тем более что тут же, за спиной космического костюма с зеркальным забралом - видеоинсталляция, в которую собраны сюжеты советского кино из области фантастики, то есть начинается вторая, художественная часть выставки.

По словам кураторов выставки, на художественную часть экспозиции, собиравшуюся по принципу open-call, пришло огромное количество заявок от молодых художников, вдохновившихся заоблачной сферой, как никакой другой, и отбирать пришлось лучшее, самое космическое. Например, вот эту абстракцию Юлии Прокофьевой: рядом с небольшой акварелью в духе супрематиста Ильи Чашника - фотография, на которой работу держат в руках космонавты на МКС, то есть этот лист побывал на орбите. Еще один космический раритет - проект Екатерины Карасевой. В архивах ее отца, работавшего на Байконуре, художница нашла снимки лунной поверхности, спускаемых аппаратов и запечатлела их в свойственной ей манере - быстром и точном карандашном штрихе, расцвеченном ее фантазией. Егор Крафт в своем видеоперфомансе рвет, как бумагу, стены комнаты - чтобы прорваться в черный космос, открывающийся за ее стенами...

Взрывы сверхновых и выход в открытый космос, взлеты героев и расчеты великих, несущиеся тебе навстречу под звуки Pink Floyd и Георгия Свиридова звезды, города, спроектированные Малевичем и поднимающиеся на орбиту Союзы ТМ. Изо всего этого в огромном, последнем зале экспозиции на стенах-экранах ткалась 3d-видеоистория о том, как менялись представления ученых и художников о космосе и месте в нем человека.

Сегодня мы уже не ждем, как полвека назад, яблоней на Марсе. Пусть о них сначала помечтают художники.