Сергей Владимирович, реально когда-нибудь покончить с жилищной очередью в армии?
Сергей Пирогов: С 2012 года квартиры и жилищные субсидии у нас получили 107,2 тыс. военнослужащих, а на учет нуждающихся в постоянном жилье в тот же период принято 67 тысяч человек. На конец этого года очередь на постоянное жилье составляет 29,8 тысячи военнослужащих. Квартиры уже предложены 7,4 тысячи военнослужащих, причем согласились с предложенным жильем 6,2 тысячи семей. Полностью закрыта потребность в постоянном жилье более чем в 30 городах России. Исключение составляет лишь Москва, где по вине подрядчика сорваны сроки строительства жилых домов.
Всего же с 2012 года жилье от минобороны получили 345 тысяч военнослужащих. Речь о всех способах жилищного обеспечения: предоставлении постоянной квартиры, выплате жилищной субсидии, реализации государственного жилищного сертификата, военной ипотеке, служебном жилье и компенсации за его наем.
Министр обороны поставил нам конкретную задачу - обеспечивать людей жильем в том же году, когда у военнослужащего возникает право на получение постоянной квартиры. И эта задача выполняется: нередки случаи, когда военный после признания его нуждающимся получает квартиру или жилищную субсидию в течение года. Такого не было никогда: ни в истории Советской армии, ни в истории армии Российской.
Чем порадуете военных претендентов на московские метры ? Смогут они в ближайшее время отпраздновать новоселье?
Сергей Пирогов: Немало офицерских семей его уже сыграли. Возьмем, к примеру, нынешний месяц - декабрь. Пятого числа началось заселение в жилой комплекс на улице Синявинской. В 4-м корпусе нашим очередникам предложим к заселению 627 квартир.
С 16 декабря аналогичный процесс стартовал в 11-м корпусе на Левобережной улице. Там ключи от квартир в общей сложности получат 144 семьи. С 23 декабря начинается заселение в 3-й корпус по улице Синявинской, а это 570 квартир, и в 18 -й корпус по улице Левобережной - 144 квартиры.
Наконец, 30 декабря планируем предложить военнослужащим 320 квартир на Хорошевке - в доме 8/2 по улице Полины Осипенко.
Так что без малого две тысячи военных семей вполне могут совместить празднование Нового года с новосельем. Не будем забывать и 4,5 тысячи военнослужащих, которые стали москвичами за последние два года.
Но ведь в Москве у вас еще имеется и недострой.
Сергей Пирогов: Действительно, в 2011-2012 годах минобороны заключило четыре госконтракта на строительство в Москве 60 жилых домов, в которых должны были получить квартиры более 16 тысяч семей. Компании-подрядчику перечислили в качестве аванса свыше 68 миллиардов рублей. Срок заселения был определен мартом 2014-го. К этому времени большинство домов возвели, но сразу передать квартиры очередникам не получилось. Здания не были подключены к инженерным сетям, отсутствовали договоры с ресурсоснабжающими организациями, дома не приняли управляющие компании. Да и компания-подрядчик оказалась на пороге банкротства.
Положение, скажу честно, непростое. Но эта проблема будет полностью решена в 2017 году. По решению министра обороны, акционерное общество "Главное управление обустройства войск" самостоятельно и за собственные деньги должно завершить строительно-монтажные работы и поэтапно ввести в эксплуатацию жилые дома во всех проблемных микрорайонах. Таким образом, в 2015-2016 годах военные строители передали под заселение 31 жилой дом на 7736 квартир, что составляет 48 процентов от строящихся домов.
После ввода в эксплуатацию всех оставшихся новостроек столичными квартирами будут полностью обеспечены военнослужащие, признанные нуждающимися в жилье до прошлого года. Всем остальным военнослужащим, вставшим на учет в 2015-2016 годах, будет предоставлена жилищная субсидия.
Это и есть тот самый способ жилищного обеспечения, который в народе прозвали квартирной революцией Шойгу?
Сергей Пирогов: Именно он. Первые жилищные субсидии мы выдали в августе 2014-го. Это живые деньги, на которые военнослужащий сам покупает себе жилье. Размер субсидии определяется количеством членов семьи, выслугой и наличием у военнослужащего определенных льгот. Ее средний размер - 5,6 миллиона рублей. Самую большую выплату, 19,5 миллиона, получил мичман с Тихоокеанского флота, имеющий 11 детей.
За три года на предоставление таких субсидий из бюджета выделено 99,5 миллиарда рублей. С их помощью приобрели жилье 17,9 тысячи военнослужащих, из них более 6 тысяч человек - в нынешнем году. Бюджетные средства в объеме 36 миллиардов рублей, предусмотренные на 2016-й, использованы полностью.
Сейчас жилищная субсидия - самая популярная форма жилищного обеспечения среди военнослужащих. Более 11 тысяч военнослужащих даже предпочли деньги готовой квартире.
Учитывая, что минобороны фактически прекратило строить постоянное жилье, на ближайшие годы жилищная субсидия станет основной формой обеспечения военнослужащих постоянным жильем.
Расскажите о "служебках". Ведомственная крыша над головой в армии сильно отличается от собственной?
Сергей Пирогов: Те 20 лет, которые человек служит до момента получения права на собственную бесплатную квартиру, он проживает вместе с семьей в благоустроенном служебном жилье. От постоянного собственного жилья "служебка" отличается тем, что она предоставляется только на время прохождения военной службы. Ее нельзя продать или приватизировать.
Формирование фонда служебного жилья - одна из наиболее приоритетных задач. В этом году в этот фонд включено более 12 тысяч жилых помещений. Служебные квартиры получили свыше 29 тысяч человек - это 102 процента от установленного на нынешний год плана по " служебкам".
А для тех, кто в отсутствие служебной жилплощади вынужден снимать жилье, предусмотрена солидная ежемесячная денежная компенсация. Например, офицерская семья из трех человек получает в Москве 36,4 тысячи рублей, а в Твери - 17,2 тысячи рублей, что позволяет арендовать вполне достойное жилье.
Кроме того, в минобороны уделяют пристальное внимание строительству служебного жилья. Во многих домах, переданных для заселения, есть квартиры, отнесенные к фонду служебного жилья.
Что с жилищными сертификатами? Военные их еще получают?
Сергей Пирогов: Эта форма жилищного обеспечения в армии действует с 1998-го. Но с 2014 года очередь на получение ГЖС в минобороны сократилась более чем в шестьдесят раз - с 2,1 тысячи до 35 военнослужащих. Вместе с нашими отставниками сейчас в очереди на получение сертификата остаются 3,2 тысячи граждан. Главным образом это люди, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Их обеспечение планируется в ближайшие годы .
Давно не слышно о лейтенантской ипотеке. Эта программа по-прежнему действует?
Сергей Пирогов: Не просто действует, но и активно развивается. За последние четыре года количество участников военной ипотеки возросло более чем в два раза и составляет 175,9 тысячи военнослужащих. Ежегодный прирост - порядка 20 тысяч военнослужащих. Только в этом году наши офицеры и другие кадровые военные приобрели по армейской ипотеке почти 13 тысяч квартир. А всего с момента запуска этой программы крышу над головой с ее помощью обрели 70 тысяч человек. Самыми популярными регионами у военных "ипотечников" являются Подмосковье, Ленинградская и Ростовская область, а также Краснодарский край, где по этой программе приобретают более трети всего жилья.
Если дело пойдет такими темпами, то к 2028 году военная ипотека, как и планировалось, станет единственной формой жилищного обеспечения военнослужащих.