22.12.2016 10:53

Российские ученые предложили два средства от болезни Альцгеймера

Российские биологи совместно с зарубежными коллегами открыли две молекулы, потенциально способные подавлять развитие болезни Альцгеймера. Данные вещества блокируют активность определенных "выключателей" на поверхности нервных клеток.

Открытие сделано учеными Яном Иваненковым и Марком Веселовым из Московского физико-технического института в Долгопрудном и их коллегами из МГУ и ряда американских фармацевтических компаний, сообщает РИА Новости.

Как поясняют исследователи, ранее удалось установить, что в оболочке нейронов в гиппокампе (центре памяти) и других регионах мозга, уязвимых для болезни Альцгеймера, содержатся особые рецепторы. Если их блокировать или, наоборот, активизировать, то это влияет на передачу или восприятие сигналов между нервными клетками.

Например, подавление рецептора 5-HT6 вызывает возбуждение нервных клеток, увеличение концентрации гормона удовольствия дофамина в мозге, а также улучшает память, умственные способности, усиливает мозговую активность и понижает аппетит. Препараты, которые бы могли блокировать 5-HT6, потенциально способны лечить болезнь Альцгеймера и ожирение.

За последние годы были предпринятые неоднократные попытки создать подобные лекарства, однако все эти препараты терпели неудачу в клинических испытаниях.

Российские ученые надеются, что открытые ими молекулы AVN-211 и AVN-322 смогут избежать подобной участи. Оба препарата уже успешно прошли тесты на культурах тканей нейронов и на животных. Они показали высокую эффективность и очень низкую токсичность по сравнению с уже существующими лекарствами.

Так, в эксперименте на мышах, имевших нарушения в работе памяти, с помощью молекул AVN-211 и AVN-322 удалось добиться улучшения памяти у грызунов. Благодаря приему данных препаратов животные смогли вспомнить, где находятся опасная зона в их клетке или выход из лабиринта.

Впереди - клинические испытания, которые покажут, насколько эффективными и безопасными эти препараты окажутся для человека.