- Лично мне этот дом, конечно, ни к чему, а вот городу и нашим потомкам он послужить еще может, - признался "РГ" Виктор Лукиных. - Зданию больше ста лет, это единственный сохранившийся дом путейцев. Мы с Владимиром Лукинских, руководителем отделения РГО, предложили создать в нем музей, коллеги из творческих общественных организаций поддержали идею. Правда, музеев в Шадринске достаточно, есть и железнодорожный. Но он ведомственный, туда не каждый может зайти просто так. А наш будет открытый, публичный. Когда мы его обустроим, передадим городу.
Виктор Лукиных рассказал, что раньше дом стоял на 208-м километре железной дороги Екатеринбург - Курган. До Шадринска от него примерно час ходьбы. Когда-то такие разъезды, кстати, были чуть ли не через каждые десять километров. При них строили служебные помещения для рабочих. С развитием электрификации и автоматизации надобность в зданиях отпала, их начали передавать под жилье, приватизировать. Правда, желающих жить вдали от цивилизации было немного, дома опустели и стали разрушаться. А вот "208-й километр" устоял. Судя по прочности дома, его строили на века. Во всяком случае, рабочим с большим трудом удалось разобрать здание на бревна, чтоб перевезти в город.
Лукинских в прошлом сам железнодорожник. Вся его жизнь связана с магистралью. Владимиру Павловичу довелось поработать заместителем начальника вокзала, смотрителем зданий. Дом на разъезде, говорит Лукинских, был не просто административным помещением, а деловым центром - только здесь работали телефон и радио. Но самое интересное, на разъезде бывали люди, известные далеко за пределами Зауралья. Например, сюда наведывался, по словам Владимира Лукинских, шадринский купец 2-й гильдии, гласный городской Думы Александр Лещев, благодаря которому от станции Синарской до города протянули железную дорогу. Бывал на 208-м километре выдающийся полярный исследователь Константин Носилов, уроженец села Маслянского. Много лет в этом доме жил почетный железнодорожник, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Иван Коростелев.
- Когда мы начали вспоминать имена знаменитых земляков, само собой родилось название музея - "Имен связующая нить", - говорит Владимир Лукинских. - Ведь, получается, старый дом - это своеобразный мостик между прошлым, настоящим и будущим.
По задумке активистов, музей будет интерактивным, когда все экспонаты можно взять в руки, даже попробовать их в деле. На почетное место поставят лопату, кирку и тачку, которыми, как утверждают железнодорожники, построили весь Транссиб. Правда, площадь дома слишком мала, всего 30 квадратов, поэтому часть экспонатов - семафор, светофоры, да и сам знак "208-й километр" - разместят на придомовой площадке.
Между тем организаторы не собираются ограничиваться железнодорожной тематикой.
- Мы хотим установить в доме большой компьютер, заложить в него сведения обо всех знаменитых жителях Шадринска и района, - говорит Виктор Лукиных. - Получится история города через людей. Планируем устраивать встречи с земляками, приглашать школьников, студентов. Думаю, наш проект будет интересен туристам.
Местные жители активно откликнулись на идею членов Русского географического общества, ее поддержали в местном движении "За культурное возрождение" и Общественной палате. К слову, Шадринск всегда отличался какой-то особенной интеллигентностью, духовностью. Не зря он до сих пор негласно соперничает с Курганом за звание культурной столицы Зауралья. Люди жертвуют на создание музея кто по тысяче, кто - по пять, а одна предпринимательница выложила сразу 40 тысяч. Но, как бы ни были щедры горожане, денег не хватает.
- На перевозку дома и внешнюю отделку уже ушло около 200 тысяч рублей, - говорит Владимир Лукинских. - Чтобы обустроить музей внутри, надо еще примерно 400 тысяч.
По словам энтузиастов, они обращались за помощью в Курганское отделение Южно-Уральской железной дороги. Думали, железнодорожники в первую очередь должны быть заинтересованы в открытии музея хотя бы потому, что в дом на 208-м километре не раз приезжал Вениамин Слосман - начальник Курганского отделения ЮУЖД в 1958-1993 годах, заслуженный работник транспорта РСФСР, почетный гражданин Курганской области. Однако Лукинских и Лукиных даже не смогли записаться на прием к заместителю начальника дороги (по территориальному управлению) в Курганском регионе Сергею Домосканову. К сожалению, корреспонденту "РГ" тоже не удалось с ним переговорить: секретарь записала номер телефона, но не перезвонила.
- Я понимаю, время нынче тяжелое, приходится на всем экономить, - говорит председатель рабочей группы Общественной палаты Шадринска по вопросам культуры Николай Косюк. - Но скажите, когда было легко? Когда купец Лещев пробивал строительство железной дороги, он не только вложил в это дело собственные средства, но и подорвал здоровье. Зато с появлением магистрали город стал бурно развиваться. Мы до сих пор вспоминаем нашего земляка с благодарностью. Хочется, чтобы его помнили и потомки. Для этого и создаем музей.
Между тем, по данным горадминистрации, в небольшом Шадринске с населением около 80 тысяч человек действует 29 музеев и музейных комнат. Самый старейший - краеведческий музей имени В. П. Бирюкова - открыт в 1918 году. Правда, ни одного частного музея в городе нет. Руководитель информационно-аналитического отдела администрации Тамара Петкова сообщила "РГ", что глава Шадринска Людмила Новикова положительно отнеслась к инициативе общественников. Однако частные музеи, по ее мнению, городу нужны при условии экономического обоснования их жизнедеятельности.
- Администрация может оказать информационную поддержку музею, а Центр "Лад" и краеведческий музей - методическую помощь, - рассказала Тамара Петкова. - Кроме того, по инициативе главы города решается вопрос об организации сбора благотворительных средств для окончания работ. На заседаниях координационного совета предпринимателей и городского промышленного клуба планируется провести беседы с меценатами.
Александр Лещев - из поколения купцов-благотворителей, не жалеющий денег для процветания родного города. В Шадринске он владел лавкой, конторой, кладовыми, землей, полукаменным двухэтажным домом, торговал хлебом, чаем, сахаром, крупой.
Практически всю жизнь Александр Алексеевич был попечителем различных заведений: Александровской богадельни в Шадринске, губернского училищного совета, Красномыльского начального училища, приюта в Канашах, Сухринского сельского народного училища. В 1892 году возглавил попечительское общество о тюрьмах в Шадринске, а также стал пожизненным членом благотворительной комиссии по призрению бедных. За активную общественную деятельность Лещева наградили золотой и двумя серебряными медалями с надписью "За усердие" для ношения на шее на Станиславской и Анненской лентах.
Однако главной в жизни купца оказалась деятельность, связанная со строительством железной дороги в Шадринском уезде. "Неутомимый хлопотун" - так называли Лещева друзья и почитатели. С 1893 года в течение двадцати лет он занимался делами строительства железной дороги, будучи сначала членом, а потом председателем железнодорожной комиссии. "За труды по ходатайству о проведении на город Шадринск железной дороги" Александру Алексеевичу присвоили звание "Почетный гражданин города Шадринска". В 2014 году исполнилось 100 лет, как станция Замараевская Шадринского уезда называется Лещево-Замараевской.
Первый поезд пришел в Шадринск 25 марта 1913 года. За год до этого события Александр Лещев писал: "У подножия Шадринска скоро постелется полотно железной дороги, ожидающейся с нетерпением почти четверть века, а это могучая сила. Долготерпение наше будет вознаграждено сторицей. Здесь появятся земледельцы и покупатели товаров. Придут сюда и хлеб, и другие сельхозпродукты".
По материалам Государственного архива в Шадринске
Кстати
На крупных железнодорожных предприятиях ЮУЖД располагается 28 музеев. На территории Курганского территориального управления их шесть, в том числе музей истории локомотивного депо Шадринска, основанный в 1975 году.
- На обращение в Курганское территориальное управление ЮУЖД представителю инициативной группы предложили обратиться к руководству ЮУЖД с технико-экономическим обоснованием проекта, - сообщает представитель ведомства. - В адрес руководства ЮУЖД подобных обращений не поступало, поэтому выразить отношение к инициативе шадринских общественников не представляется возможным.