Коммунальщики Севастополя заплатят два миллиона за трагедию в лифте

Севастопольский городской суд присудил компенсацию в размере двух миллионов рублей 6-летней Полине Сысоевой, мать которой погибла в неисправном лифте. Трагедия произошла в августе 2014 года на четвертом этаже многоэтажки по улице Астана Кесаева, 5/6.

- Обычно мы спускались пешком, но в тот раз моя дочь Наталья решила вызвать лифт, - говорит пенсионерка Пелагея Слюсаренко, вспоминать этот день ей крайне тяжело, но и забыть его она не может. - Я закрывала дверь, ключ застрял в замке. Наташа рукой придерживала двери кабины, ее там зажало. А лифт внезапно загремел и рухнул вниз. 

Кабина буквально раздавила женщину на глазах 4-летней малышки и ее бабушки. СУ СК РФ по Севастополю возбудило уголовное дело в отношении мастера предприятия "Севастопольлифт", который отвечал за обслуживание лифта. Следователи установили, что вопреки должностной инструкции, он с конца 2012 года до трагического случая не проводил техосмотр механизмов и не менял запчасти, что и привело к непригодности лифта. Мужчину признали виновным в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей (часть 2 статьи 109 УК РФ). На суде он признал свою вину, но был освобожден от уголовной ответственности по амнистии.

Между тем коммунальщики никаких попыток принести извинения и оказать помощь разбитой горем семье не предприняли. Компенсации пришлось добиваться через суд.

- Нас оскорбляли и обвиняли в том, что мы специально сломали лифт, - говорит Пелагея Степановна. - Но нас очень поддержала представитель прокуратуры Севастополя Елена Берлова, она взяла наше дело под контроль, помогла составить иск и выступала от нашего имени в суде.

Гагаринский районный суд Севастополя, а потом и Севастопольский городской суд признали, что ответственность за неисправный лифт лежит на управляющей компании ЖСК "Слип", которая является его собственником и обязана следить за его состоянием, а также на организации "Севастопольлифт", которая по договору подряда занималась техобслуживанием. Суд также установил, что лифт не был застрахован вопреки требованиям законодательства.

Обе судебные инстанции встали на сторону бабушки и внучки. Сначала матери погибшей присудили компенсацию в размере 600 тысяч рублей (100 тысяч от ЖСК "Слип" и 500 тысяч от "Севастопольлифта"). А решением по второму иску обязали выплатить маленькой Полине два миллиона рублей, а также ежемесячное пособие в размере 3 151 рубля.

- Мастер "Севастопольлифта" был амнистирован, но не реабилитирован, поэтому работодатель обязан возместить вред, причиненный его работником, - пояснила пресс-секретарь Севастопольского городского суда София Яковенко. - Суд постановил взыскать с компаний по одному миллиону рублей в пользу дочери погибшей. Управляющая компания также обязана платить ежемесячное пособие по потере кормильца в размере трех тысяч рублей с момента инцидента и до 18-летия ребенка.

Хоть сумма компенсации и кажется внушительной, но ее вряд ли хватит на безбедное существование. Семья приехала из Донецка летом 2014 года. Наталья, работая в сетевом строительном супермаркете, получила командировку в Севастополь. Думали защитить девочку от войны, но вышло иначе. После смерти матери Полина неделю ни с кем не разговаривала, потом начались визиты к психологу, логопеду.

- Мы окружили ее и дома, и в детском саду спокойной атмосферой, никто не повышает голос, и она только начала оттаивать, - продолжает Пелагея Слюсаренко. - Но она все равно вспоминает маму. Дети в садике читают стихи о маме, а она тихо вытирает слезы.

Пенсионерка говорит, что часть компенсации отдаст родным, которые выручали в тяжелое время, а остальное хочет оставить внучке. Пособия хватит только на то, чтобы оплачивать детский сад. Жить придется на скромную пенсию. У нее и внучки нет своего жилья - вернуться назад в Донецк нельзя, а жить дальше у родственников не позволяет совесть.

- Пенсию два года я не получала, выплаты возобновились только когда я стала гражданкой России, - объясняет Пелагея Степановна. - Аренду квартиры в Севастополе мне не потянуть. Обращалась в правительство и Заксобрание Севастополя, чтобы решить вопрос с жильем, просила комнату в общежитии в управлении жилищной политики департамента архитектуры и градостроительства. Везде получила отказ. Хорошо, что местный благотворительный фонд помог нам с одеждой и канцтоварами для Полины. Но как жить дальше - не знаю.

Кстати

Как узнала "РГ", компания "Севастопольлифт" согласилась с решением суда и обещает выплатить компенсацию, а ЖСК "Слип" вердиктом недоволен и намерен подать кассационную жалобу.

- Суд принял справедливое решение, так как девочка осталась без матери, - рассказал "РГ" представитель "Севастопольлифта". - Реальную причину происшедшего до сих пор никто не понял. Даже если женщина держала дверь рукой, препятствовала закрытию, этого не должно было случиться. Наши технические специалисты считают, что проблема заключалась в системе управления кабиной. В этом доме стоят станции, на которых часто бывали проблемы, они были сняты с производства. Этого никак не могло произойти.

Справка "РГ"

По данным департамента городского хозяйства Севастополя, в городском жилищном фонде насчитывается более 1200 лифтов, из которых 833 отработали предельный срок эксплуатации. Лифты не обновлялись десятилетиями, многие были выпущены еще в 1975-1982 годах.

С конца 2015 года власти приступили к капитальному ремонту и замене лифтового оборудования. За средства Фонда содействия реформированию ЖКХ России в 2015 - 2016 годах заменили 113 лифтов в 56 севастопольских МКД стоимостью 192,8 миллиона рублей. За счет бюджета Севастополя в 2016 году провели ремонт 214 лифтов с заменой отдельного оборудования за 11,8 миллиона рублей, капремонт систем диспетчеризации и установку диспетчерского оборудования на 70 объектах за 5,4 миллиона рублей, замену 18 лифтов за 15,8 миллиона рублей и оценку 367 отработавших срок службы устройств за 11 миллионов рублей.

По госпрограмме развития ЖКХ Севастополя на 2017-2020 годы планируют заменить и отремонтировать в общей сложности 438 лифтов за 67,5 миллиона рублей. К 2020 году власти обещают снизить долю лифтов, отработавших срок службы, с 70 до 28 процентов.