В муфтияте Дагестана корреспондента "РГ" заверили, что намерены всячески помогать властям в реализации проекта. Кстати, тесное взаимодействие с муфтиятом неслучайно. Как отмечают в Дагкомрелигии, в период разгула бандформирований в Дагестане от рук экстремистов чаще всего страдали сотрудники правоохранительных органов и религиозные деятели. И до сих пор именно силовики и проповедующие традиционный ислам богословы являются основной целью преступников, поскольку и те, и другие ведут войну с экстремизмом, хотя и на разных фронтах.
- В борьбе с экстремизмом требуется взаимодействие органов государственной власти и централизованных религиозных организаций. Поэтому привлечение духовенства для работы в таком интернате вполне обоснованно, - считает Абдулгамид Булатов, представитель Федерального агентства по делам национальностей, возглавляющий управление по укреплению общенационального единства и профилактики экстремизма.
В Дагестане дети из семей боевиков находятся на учете. Они получают необходимую социальную помощь, в том числе с устройством в детский сад и в школу или с предоставлением медицинских услуг. Вниманием они не обделены, но не все хотят их принимать. И вот тут неоценимую помощь окажет специализированный интернат.
По иронии судьбы, одним из первых таких заведений может стать бывшая ваххабитская школа под Хасавюртом, которую в прошлом построили и финансировали экстремисты. Но теперь детей будут учить совсем по другим программам. Причем социализация воспитанников, попавших в интернат из семей боевиков, будет проводиться не только с помощью психологов и богословов, проповедующих ценности традиционного ислама. В учебном заведении планируется реализовать еще пару необычных, но не менее важных задумок.
- Предполагается, что в интернате вместе с детьми из семей боевиков будут воспитываться и дети погибших сотрудников правоохранительных органов. Это позволит им сдружиться с малых лет и не хранить обиду друг на друга. А значит, выпускники такого учебного заведения вырастут нормальными, равнозначными членами нашего общества, - уверен Расул Гаджиев.
Кроме того, в интернате будут жить и пожилые люди из дома престарелых. Если раньше в Дагестане, да и вообще на Кавказе, невозможно было представить, чтобы старый человек остался без присмотра родственников, то теперь реальность, увы, такова, что одиноких стариков по тем или иным причинам становится все больше. И их появление в специализированном интернате окажется более чем уместным.
По словам инициаторов проекта, дети, которые будут там воспитываться, обзаведутся дедушками и бабушками, то есть необходимыми каждому человеку представителями старшего поколения, с которыми они станут контактировать ежедневно и не будут чувствовать себя одиноко. В то же время и сами дедушки и бабушки обретут новый смысл жизни. Ведь если они попали в дом престарелых, значит, у них никого нет, а в интернате появятся дети, которыми можно и нужно заниматься. Возникнет подобие семьи, в которой изначально нет места экстремистским идеям.
Расул Гаджиев, зампредседателя комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями республики Дагестан (Дагкомрелигии):
- Сотрудничество с духовенством необходимо для противодействия экстремистским течениям. Ведь обычная школа не способна дать грамотный ответ на многие вопросы, которые возникают у детей, особенно у старшеклассников. Простой пример: ребенок спрашивает, что такое ваххабизм. Вряд ли учитель, подготовленный по стандартной вузовской программе, сможет правильно и убедительно вести разговор на подобные темы на доступном школьнику языке. А опытный богослов сможет. И если не будет этой возможности, дети сами станут искать ответы на свои вопросы в интернете у сомнительных лиц. Поэтому, кстати, в Дагестане действуют исламские вузы и средние учебные заведения медресе, которые получили лицензию на образовательную деятельность и работают в полном соответствии с российским законодательством.