Начальникам расскажут о налоговых долгах сотрудников

Новая практика: в организации, где работают должники по налогам, будут приходить недобрые письма, мол, такие-то и такие-то сотрудники задолжали казне столько-то.

Краснеть перед начальством должников заставят новые поправки в закон, расширившие понятие налоговой тайны. Юристы предупреждают: теперь начальство будет проинформировано о том, что какой-то подчиненный накопил долги по транспортному или имущественному налогу. Так что личная финансовая недисциплинированность может привести к неприятным разговорам с руководством.

Кроме того, информация о налоговых долгах теперь будет направляться в бюро кредитных историй. Так что если человек захочет взять кредит в банке, ему придется объяснить банкирам, почему он уже пару лет не платил налог за машину.

Закон расширил понятие налоговой тайны, теперь данные о долгах граждан по налогам получат и банки

"Теперь в налоговую тайну не включаются сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения, - пояснил "РГ" адвокат Вячеслав Голенев. - В норме уточнено указание на исключение из налоговой тайны сведений о конкретных суммах образовавшейся задолженности по налогам, включая недоимку, штрафы, пени".

Какие отсюда вытекают последствия для граждан? По словам юриста, налоговая служба получила возможность раскрывать такую информацию третьим лицам. К этим лицам, например, может относиться работодатель или бюро кредитных историй. Причем выдать такую информацию инспекция может и по запросу, если кто-то поинтересуется, и самостоятельно.

При этом, безусловно, любая передача таких данных должна происходить при соблюдении положений законодательства о персональных данных. Сейчас как раз разрабатывается порядок информирования работодателей о подчиненных-неплательщиках.

"В случае передачи указанных сведений работодателю или бюро кредитных историй налогоплательщик может столкнуться с некомфортными для себя ситуациями, - говорит Вячеслав Голенев. - Например, работодатель заинтересован в сохранении своей собственной налоговой репутации как добросовестного налогоплательщика и участника экономических отношений, в связи с чем может проводить "разъяснительно-воспитательные беседы" со своим работником - задолжником по налогам".

Конечно, наказать сотрудника за долги по налогам начальник не сможет. Но на хорошую выволочку от босса можно рассчитывать. Ведь любой руководитель уважает налоговую инспекцию просто по определению, лишний раз ссориться с ней не захочет, так что отмахиваться от таких писем, скорее всего, не станет.

"А последствия передачи этих в данных в бюро кредитных историй представить легко - в системе оценки платежеспособности заемщика в банках риски неуплаты кредитов со стороны такого человека будут оценены выше, - говорит Вячеслав Голенев. - Кредитная история налогоплательщика объективно может ухудшиться. На действующих кредитах это вряд ли скажется, а вот при получении новых это может быть чувствительно".

Поэтому, хотя и банкиры, и начальники не имеют полномочия прямо принуждать гражданина платить налоги, сама ситуация будет для него дискомфортной. Так что проявлять сознательность будет в его же интересах.