Можно ли бороться с подростковым травматизмом на железной дороге, обсуждалось на круглом столе, который прошел в Северо-Западном филиале "РГ". В нем приняли участие: Людмила Стрелкова, заместитель начальника службы охраны труда ОЖД, Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Андрей Борщевский, заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга и Инга Румянцева, официальный представитель центрального совета профессиональной психотерапевтической лиги в Северо-Западном ФО.
Зачем подростки проникают на объекты железной дороги?
Людмила Стрелкова: Ситуации, на самом деле, разные. Часть подростков пытается перебежать через рельсы, потому что им лень идти до пешеходного перехода. Примерно раз в неделю с электричек и поездов снимают зацеперов, бывает, пытаются проникнуть на территорию любители граффити. Регулярно на объектах железной дороги задерживают подростков, пытающихся сделать эффектные фотографии.
Светлана Агапитова: Экстремальное фото действительно популярно среди молодежи, причем, не только на объектах железной дороги. В социальных сетях можно встретить множество снимков, где подростки позируют на пожарных вышках, крышах зданий, закрытых территориях.
С чем можно связать интерес подростков к экстремальному селфи и другим подобным увлечениям?
Светлана Агапитова: Есть специальные группы по интересам, куда выкладываются подобные селфи с одной-единственной целью - набрать больше лайков, то есть получить одобрение сверстников, обратить на себя внимание. Укрепить веру в себя - вполне обычное для подростка желание, жаль только, что реализуется оно таким вот опасным способом.
Инга Румянцева: У подростков существует иллюзия бессмертия. Этот защитный механизм формируется у всех - в возрасте трех-пяти лет дети узнают, что все со временем умирают, что эта участь не минует даже самых родных и близких. Тогда формируется некая иллюзия, что любое несчастье может произойти с кем угодно, но только не с самим ребенком. В подростковом возрасте некоторые выбирают для себя экстремальные увлечения, чтобы лишний раз удостовериться в своем бессмертии.
А противостоять этим деструктивным хобби как-то возможно?
Людмила Стрелкова: Безусловно. Сотрудниками Октябрьской железной дороги проводится колоссальная работа по профилактике травматизма среди детей и подростков. На днях завершилась масштабная акция "Осторожно, поезд". В течение 10 дней работники подразделений железной дороги проводили в школах профилактические занятия, наш молодежный актив организовал викторины.
Вообще, профилактическая работа у нас проводится постоянно. В течение года железнодорожники регулярно посещают школы с лекциями, беседами, демонстрируют обучающие видеоролики. Ежемесячно направляются письма в образовательные организации. Проводятся акции, железнодорожники распространяют листовки с правилами поведения на железной дороге. Очень много мероприятий у нас проводится вместе с полицией на транспорте.
Стоит отметить, что Октябрьская железная дорога выступает за консолидацию усилий в воспитании культуры личной безопасности со стороны всех причастных структур. Так, мероприятия в школах или подростковых клубах мы координируем с городским комитетом по образованию.
Андрей Борщевский: В планы работы всех образовательных учреждений включены занятия по выработке навыков безопасного и законопослушного поведения на железной дороге. Также в рамках курса ОБЖ модульно рассматриваются вопросы безопасности на всех видах транспорта, правила поведения и действия в экстремальных ситуациях. В преддверии школьных каникул на классных часах в обязательном порядке проходят беседы о правилах поведения на железнодорожном транспорте с использованием видеороликов и презентаций. В этом году дважды во всех образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, включая дошкольные, прошел "Единый день детской дорожной безопасности" с привлечением сотрудников территориальных органов УМВД России по Санкт-Петербургу, прокуратуры, Санкт-Петербургского линейного управления на транспорте МВД России. Общий охват участников данного мероприятия составил более 600 тысяч человек.
Людмила Стрелкова: Совместный план работы на следующий год уже сформирован. В частности, у нас есть идея - провести единый день по железнодорожной безопасности во всех школах города. Также в акции должны участвовать все вокзалы и железнодорожные станции. Название мероприятия и его дата еще обсуждаются, но, я думаю, что такая акция нужна, ведь она позволит добиться максимального охвата аудитории.
Кто и как составляет программу этих профилактических мероприятий? Проверяется ли их эффективность?
Людмила Стрелкова: Мы с коллегами очень внимательно следим за содержанием профилактических мероприятий и не допускаем формализма. Железнодорожники в первую очередь заинтересованы в том, чтобы донести до детей, что рельсы - это не место для игр. Каждое происшествие на железной дороге для нас - личная трагедия. Поэтому, конечно, прилагаются все усилия, чтобы памятки делались качественно, чтобы сценарии были реально интересны для детей. Все программы составляются совместно с квалифицированными психологами, методистами.
Эффективность же акций отследить крайне сложно. Если после профилактического занятия ребенок не пришел на железную дорогу, для нас это - очень хорошо. Никто не скажет, сыграла ли в этом роль викторина, в которой участвовал школьник, учебный фильм или беседа с родителями. Но самое главное - число несчастных случаев на наших объектах снижается в течение последних лет. Поэтому я считаю, что профилактика дает свои результаты. Но останавливаться на достигнутом нельзя, за каждым показателем в статистике стоит чье-то здоровье или даже жизнь.
Инга Румянцева: На самом деле сейчас проводить профилактику в школьной среде довольно сложно. У подростков зачастую отсутствует включенность в процесс, они живут в условиях постоянной информационной перегрузки и запросто могут не воспринять дополнительные данные. Практика показывает, что лучше всего на профилактические мероприятия реагируют по-слушные дети, которые и так ведут себя осторожно и никаких правил не нарушают. Сложнее достучаться до так называемых "трудных подростков", но такие технологии есть, и во многих школах Петербурга они применяются.
Кто он, среднестатистический подросток-нарушитель?
Светлана Агапитова: С задержанными подростками мы чаще всего встречаемся на заседаниях районных комиссий по делам несовершеннолетних, где разбираются их "подвиги". Как правило, возраст нарушителей 9-16 лет, практически все ребята из благополучных семей. Родители, конечно, переживают из-за случившегося, недоумевают, что могло подтолкнуть их ребенка на хулиганство. С задержанными впоследствии проводится профилактическая работа - в школе, дома, в полиции. Как правило, нарушители все-таки делают правильные выводы из ситуации и больше не повторяют свои ошибки.
Людмила Стрелкова: Чаще всего нарушители выявляются не на территории больших городов, а в сельских населенных пунктах, которые находятся вблизи объектов железной дороги. Поэтому для таких территорий у нас разработаны адресные программы профилактики. Конечно, в школы чаще приходят наши специалисты. Но также мы заботимся и об инфраструктуре, оборудуем пешеходные переходы, переезды. Здесь не обойтись без тесного сотрудничества с местными властями. К сожалению, бывают ситуации, когда силами ОЖД оборудуется пешеходный переход, безопасный, построенный по пожеланиям жителей и расположенный там, где они хотели. Но местные власти не успевают оборудовать к нему подход, и люди продолжают перебегать пути в неположенном месте.
А если подростку в жизни не хватает экстрима, может ли он получить его, не подвергая свою жизнь опасности?
Светлана Агапитова: В Санкт-Петербурге достаточно легко найти место для занятия спортом, в том числе экстремальной направленно-сти. Во многих районах существуют бесплатные открытые спортивные площадки - так называемые ролледромы для скейтеров и роллеров, паркур-парки (например, на улице Кронверкской в Петроградском районе), которые создаются специально для того, чтобы подростки могли проявлять свою активность в максимально безопасных условиях. Кроме того, несколько лет назад появился Центр современных молодежных видов спорта в Московском районе, где представлены практически все направления экстремальной направленности - тоже государственная инициатива.
Железнодорожники ходят в школы, раздают памятки, город строит экстрим-парки. А подключаются ли к профилактике семьи?
Андрей Борщевский: Большое внимание в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга уделяется работе с родителями по данному вопросу. В повестку дня родительских собраний включаются вопросы по профилактике детского травматизма на объектах железнодорожной инфраструктуры, с разъяснением ответственности родителей за жизнь и здоровье детей.
Инга Румянцева: Роль семьи в данном вопросе, пожалуй, решающая. Во многом именно от поведения родителей зависит, выберет ли их ребенок для себя экстремальное хобби. Дело в том, что у человека, наряду с такими базовыми потребностями, как пища или одежда, есть еще одна, о ней очень часто забывают - это желание доминировать. В подростковом возрасте это желание проявляется неожиданно, и многие родители просто оказываются к этому не готовы. Они не только не допускают ребенка к решению семейных вопросов, но и продолжают указывать ему вплоть до мелочей, как жить. Это вызывает обратную реакцию. А ведь, чтобы снять напряжение, родителям достаточно всего лишь оставить в каком-нибудь вопросе последнее слово за ребенком, разрешить ему сделать так, как он хочет. Практика показывает, что в семьях, где родители относятся к своим детям как к личностям, уважают их мнение, проявлений деструктивного поведения меньше.
Многих подростков привлекает сама по себе железная дорога, ее эстетика. Можно ли побывать на ее объектах легально?
Людмила Стрелкова: Конечно, мы поддерживаем конструктивный интерес подростков к нашим объектам. Для детей и подростков регулярно проводятся экскурсии на вокзалы, в депо и другие объекты, в том числе и закрытые для пассажиров. Интерес к таким мероприятиям колоссальный. Взаимодействуем даже с любителями граффити. Например, проводим для начинающих уличных художников конкурс: выделяем стены, где они могут рисовать не под покровом ночи и опасаясь в любую минуту быть пойманными, а среди бела дня. Победителей награждаем, сами рисунки остаются на стенах, их никто не стирает.
Подростки даже могут побывать в роли машинистов настоящего поезда. Такая возможность есть на Малой Октябрьской железной дороге. Подростки там могут научиться водить состав по узкоколейке, побыть работниками депо. Многие ребята, кстати, после такой практики поступают в Университет путей сообщения и потом приходят к нам на объекты уже в качестве наших коллег.