Почему в СЗФО упал спрос на молоко

По данным Росстата за 10 месяцев 2016 года, практически все регионы Северо-Запада демонстрируют рост производства молока. Но растет и стоимость молочной продукции. Почему, выяснял корреспондент "РГ".

Декабрьские цены на питьевое молоко "кусаются". Суммы на ценниках в магазинах еженедельно увеличиваются. И эксперты делают неутешительные прогнозы на ближайшие месяцы. Кто же из участников рынка - производители сырья, переработчики, торговля вносит большую лепту в цену товара на полках?

Прибыльная доля

Как сообщили корреспонденту "Российской газеты" в Национальном союзе производителей молока ("Союзмолоко"), в структуре розничной цены одного литра питьевого молока около 41 процента приходится на сельхозпроизводителей, 37 процентов - на перерабатывающие предприятия и около 22 процентов - на сферу обращения, из которых 7 процентов добавляет посредническое звено, 15 процентов - организации розничной торговли. Прибыль, получаемая всеми участниками цепочки от фермы до прилавка, составляет около 18 процентов розничной цены товара, в том числе прибыль аграриев - около 9 процентов, предприятий молпрома - 4 процента, розничной сети - 5 процентов. В "Союзмолоке" уточнили, что оценка сделана на основании сведений Росстата за 2014-2015 годы. В текущем году пропорции могут измениться, что связано с повышением отпускных цен сельхозпроизводителей.

В сезон "большого молока", по данным статистики, закупочные цены на сырье (в среднем по стране 21,15 рубля за килограмм без НДС) были выше на 2-3 процента к аналогичному периоду прошлого года, а в августе - выше на рекордные 9 процентов. Однако в ряде субъектов РФ, главным образом Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов, специализирующихся на молочном скотоводстве, летние цены были ниже - от 13,7 до 18,3 рубля за килограмм сырья. В компанию регионов с минимальным уровнем закупочных цен по итогам за август попала Калининградская область. И сохранила второе место в рейтинге "минималистов" по итогам за октябрь. Хотя регион не относится к числу крупных молочных вотчин страны, в отличие от входящих в список лидеров отрасли Ленинградской и Вологодской областей.

В первой за десять месяцев 2016 года произведено свыше 500 тысяч тонн молока, во второй - валовой надой превысил 407 тысяч. Может, хозяйства эксклава поступились своей прибылью за счет жесткого диктата цен переработчиками?

Партнерский договор

- Нет, это не так. В летне-пастбищный период, при цене закупки молока 16 рублей за килограмм, я, как и многие мои коллеги, заработал большие деньги, - признался калининградской фермер Степан Казаченко. - Сдавал по 700-800 литров молока в день. А с сентября ежедневно отправляю на переработку пятьсот литров, завод платит мне по 24 рубля за килограмм. Эта цена превзошла мои ожидания и не может не радовать. Но все же нынешняя выручка не окупает текущих затрат, которые зимой многократно возрастают - на комбикорма, топливо, расходные материалы. В лучшем случае по результатам зимне-стойлового периода выйдем на ноль.

Но если будут гарантированы стабильные закупочные цены, считает Степан Казаченко, сельхозпроизводители могут думать о развитии своих хозяйств. Впрочем, часть его коллег такие гарантии уже имеют. Сегодня отношения переработчиков с производителями не носят, как раньше, диктаторский характер.

Стороны полюбовно договариваются, в том числе и потому, что животноводам удалось преодолеть сезонные "приливы" и "отливы" молока. Благодаря грамотной зоотехнической работе растелы на фермах происходят по графику в течение года, что позволяет поддерживать уровень надоев и обеспечивать стабильные поставки. В чем и заинтересованы переработчики сырья.

- Со своим постоянным партнером - молочным заводом мы работаем по такой схеме: поставляем ежедневно по 3 тонны сырья на переработку в течение всего года по фиксированной цене. В текущем году - по 20 рублей за килограмм, - говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Валентина фон Дер Дек-кен. - Закупочные цены дают нам жить, хотя получаемых доходов недостаточно для развития. Скажем так, наше производство рентабельно, но уровень рентабельности невысок.

По годовым контрактам работает и часть участников молочного рынка Новгородской области.

- Мы занимаемся производ-ством молочной продукции уже десять лет. За это время всякое бывало, но сегодня разногласий с поставщиками сырья практически нет, - поделилась директор небольшого молокоперерабатывающего предприятия Валдайского района Елена Мосенкова. - Подписываем с селянами договоры сразу на год по устраивающей их цене, в 2016 году, например, закупаем молоко по 20 рублей за килограмм.

Произведенную продукцию: молоко, сметану, масло валдай-ские переработчики сами же и продают в трех районах области, используя автолавки. Например, питьевое молоко жирностью 2,8 процента валдайское предприятие продает по 42 рубля за литр. Тогда как литр питьевого пастеризованного и стерилизованного молока жирностью 2,5-3,2 процента в сетях Новгородчины в среднем стоит примерно 55 и 66 рублей соответственно.

В ожидании интервенций

В других регионах СЗФО, при средней отпускной цене сельхозпроизводителей 23,5 рубля за килограмм сырого молока, питьевое в рознице стоит в два-три раза дороже. Ценовой тренд задают аграрии, а переработка и торговля к ним подтягиваются.

- Давление на закупочные цены оказывает нехватка сырья. Это обычная история: летом молоко - в профиците, и оно дешевле, в осенне-зимний период - в дефиците, и оно дороже. Но Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ, например, имеют сложные климатические условия для ведения молочного скотоводства, поэтому цены на сырье и готовую продукцию здесь выше, - пояснила директор департамента по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока Мария Жебит. - Сглаживать сезонные колебания надоев молока, переходя на равномерные отелы по месяцам, удается в основном крупным предприятиям. Разрыв между продуктивными и непродуктивными месяцами еще остается.

Закупочные и товарные интервенции, которые минсельхоз РФ начнет проводить с начала 2017 года, как надеются в "Союзмолоке", должны, с одной стороны, уменьшить сезонный разрыв цен на продукт, чтобы не было увеличения стоимости для конечного покупателя, а с другой - поддержать сельхозпроизводителей.

Стабилизации молочного рынка и цен на нем, по мнению председателя Союза промышленников и предпринимателей Калининград-ской области Андрея Романова, мешает и долгая окупаемость проектов, реализуемых в молочной отрасли. О чем экс-министр сельского хозяйства региона и глава крупного агрохолдинга, входящего в топ-50 производителей молока в стране, знает на собственном опыте. Десять лет у него ушло на выстраивание успешного бизнеса.

Комментарий

Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока:

- Производителей молока всегда волновала закупочная цена на сырье. По-следние полтора года она стабилизировалась. Выросла и доходность хозяйствующих субъектов. Однако дальнейшее наращивание объемов производства молока сдерживается большими издержками. Хозяйства недостаточно технически и технологически оснащены, а экономические условия для реализации инвестиционных проектов в молочной отрасли, к сожалению, неблагоприятны.

Вопрос цены и доходности по-прежнему стоит остро. Эффективное развитие отрасли во многом зависит от субсидирования инвестиционного и краткосрочного кредитования предприятий, возмещения части капитальных затрат на создание и модернизацию животноводческих комплексов и перерабатывающих предприятий, субсидирование производства товарного молока. И в этой ситуации важно, чтобы минсельхоз РФ погасил молочникам задолженность по выплате субсидий.