Закрыть любую некоммерческую или религиозную организацию, а также политическую партию можно за грубые нарушения. Но в законе не прописано, что же считать грубыми нарушениями. Каждый раз судам приходится самостоятельно решать, были ли нарушения достаточно грубыми, что общество нужно ликвидировать. Правовая позиция Верховного суда такова: достаточными основаниями для ликвидации некоммерческих организаций и общественных движений являются отрицание демократических принципов, призывы к войне, дискриминации, вражде и насилию.
Принуждение к разрушению семьи, склонение к самоубийству, посягательство на личность также могут закончиться тем, что организацию закроют. Надо ли объяснять, почему? Грубым нарушением, за которое некая организация может кануть в Лету, пленум также назвал использование в названии объединения наименований органов государственной власти.
Еще интересный момент: должна ли вся организация отвечать за одного своего члена? Допустим, кто-то выступил с экстремистскими заявлениями, надо ли наказывать всю организацию? Постановление рекомендует судам проверять, действовал ли возмутитель спокойствия от имени объединения и в его интересах или выступал от своего имени.
Согласно постановлению некоммерческой организации или объединению устанавливается срок для публичного заявления о несогласии с заявлением или поступком участника - до обращения с административным иском в суд уполномоченного органа или прокурора. Как отмечается в документе, своевременное публичное заявление организации освобождает ее от ответственности за действия своих членов.
Кстати, многие организации сегодня принимают различные меры, чтобы отделять личное мнение своих членов от официального. Это достаточно деликатный момент. Потому что свобода слова не отменяет дисциплины. Например, Адвокатская палата Республики Башкортостан обязала местных адвокатов в определенных случаях согласовывать с палатой публичные выступления. "Правилами поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлено, что адвокату не следует делать заявлений от имени адвокатской корпорации и выдавать свое личное мнение за общее мнение адвокатского сообщества. Именно этот подход применила и адвокатура Республики Башкортостан", прокомментировал исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов Андрей Сучков.