28.12.2016 21:26
    Поделиться

    Что такое скитур и где можно попробовать этот вид отдыха

    Душа в длинные новогодние праздники требует чего-то особенного? Бросай бухать, вставай на лыжи. Для физически крепких романтиков придуман скитур - лыжные прогулки вне цивилизованных горнолыжных курортов. Никаких подъемников и обустроенных трасс. Наклеиваешь на лыжи камус (лента, которая не дает скользить назад), выбираешь горку по силам и - вперед, ножками, ножками...

    Когда камус еще не придумали, то древние скитурщики приклеивали к лыжам звериные шкуры (в Альпах - мех косуль, эскимосы - шкуру тюленя). В каком-то смысле и поход-трагедия знаменитой группы Дятлова - тоже скитур.

    Тяга к приключениям - это здорово, но нужно вернуться домой живым и здоровым. Как это сделать, я спросил у человека, который аккумулировал все, о чем мечтает каждый непоседа. Виталий Симонович из подмосковного Одинцово. Ходил на оба полюса Земли, был на семи высочайших вершинах и семи вулканах.

    Виталий Иванович, есть фирмы, которые организуют скитуры и очень серьезно относятся к уровню подготовки клиентов. Не катал "черную трассу" - то есть высшую степень сложности - от ворот поворот. Но есть и такие, что берут в горы всех. Вы на чьей стороне?

    Виталий Симонович: Скитур - это прежде всего свобода. Если ходить по небольшим горкам, то серьезный уровень и не требуется. Но необходимо объективно оценивать свои силы. Бизнес есть бизнес, и если клиент платежеспособен, то найдутся те, кто возьмет тебя хоть на Северный полюс. Только надо самому понимать, что если станешь обузой для остальных в группе, то завершится такой поход некрасиво.

    А что, в лыжный тур на полюс может попасть новичок?

    Виталий Симонович: Был случай. Собрались на Северный полюс, вышли на тренировку на Шпицбергене. Идем группой из трех человек, все опытные, рядом с нами идет группа из пяти "туристов". Смотрю и не верю своим глазам: англичанин из числа "туристов" не может подняться на двухметровый бугор. Просто не понимает, что лыжи нужно поставить боком, "лесенкой" и т.д. Идет на горку, лыжи у него без камусов: естественно, скользят. Через какое-то время он просто сел на сани и сказал: "Все, я умер". Оказалось, что человек впервые встал на лыжи! И сразу - на Северный полюс. Да, богатый, заплатил. Решил, что надо в жизни совершить подвиг. Пришлось ему вызывать вертолет.

    Многие регулярно катаются на склонах. Собрались, решили: "Да не нужны нам ваши туры и инструкторы. Сами сходим". Это безрассудство? Или все-таки можно и самим?

    Виталий Симонович: Если говорить, скажем, о Московском регионе, то, учитывая плотность дачной застройки, заблудиться сложно. Хотя мои друзья-летчики периодически вылетают с тепловизором на поиск заблудившихся грибников. Ну грибники-то это одно, а зимой можно еще и замерзнуть. Если решились на скитур без инструктора, то нужно принять элементарные меры предосторожности: не уходить далеко, одеваться по погоде, держать заряженный телефон в теплом месте.

    А бипер-радиомаяк, средства самооткапывания: щуп, лопата, шнуры?

    Виталий Симонович: В горах - да. У нас на равнине это не так обязательно. Но даже если уходишь на лыжах на несколько часов, то положить в рюкзак термос с чаем не помешает.

    В Иране я ходил на вулкан. Что такое Иран: каменная пустыня, жара. Представь, городок стоит на склоне горы, на высоте 1300-1700 метров. Сама гора - 4000. Вроде всего 2300 метров до вершины. И вот там каждый год погибают люди! Из-за беспечности. Оделись легко, воду и еду не взяли. Но силы на подъеме тают, если не подпитывать организм ежечасно шоколадкой и не пить воду, то человек быстро обессиливает, садится на землю, замерзает. И это "на жаре"! А у нас ведь зима.

    Скитурщики спорят: брать сникерс или тульский пряник.

    Виталий Симонович: Это не принципиально (смеется). Шоколад, шоколадный батончик, пряник - все годится. Главное: что-то нетяжелое, компактное, "энергетическое".

    Самый загадочный и драматический скитур всех времен и народов - поход в горы Урала группы Дятлова

    Продвинутые еще утверждают, что современный скитур - это облегченное снаряжение, до 3,5-4 кг. Горнолыжник просто не понимает такое, его лыжи, крепления и пр. в два и больше раза тяжелее. На "тяжелых" комфортнее кататься, но ведь скитурщик большую часть времени не катится, а идет в гору. Где истина?

    Виталий Симонович: Опытные за день проходят десятки километров. А с учетом того, что это происходит в горах, то вес, конечно, имеет значение. На моей памяти в Карпатах до 30 раз за день съезжали. Еле добирались до палатки и просто падали от усталости. Тяжелее снаряжение - больше энергозатраты. А еще надо угадать с одеждой, учесть погоду, которая может в любой момент измениться. Я умудрялся брать с собой до 10 кг фототехники, когда был моложе... Но тут все индивидуально.

    Опытные путешественники употребляют в турах алкоголь. Вы сами рассказывали: перед ужином - бокал красного. И для пищеварения полезно, и крепче спишь. Что посоветуете скитурщикам-любителям?

    Виталий Симонович: Посоветую исключить алкоголь. Один глоток вина, конечно, это не страшно. Только нет гарантии, что не последует второй, третий. Алкоголь притупит чувство ответственности, расслабит. Максимум - пару капель в кофе. И то, если речь идет о людях с опытом. А для неопытных - сухой закон.

    Выйдем за рамки скитуров. Вы брали в горы даже маму, которая не имела никакого опыта восхождений.

    Виталий Симонович: Я не только маму брал в горы. Я сколотил команду и предложил махнуть на Эльбрус. Выбирал тех, кто не растерял задора, но люди совершенно не подготовленные. Все были в ужасе, но ни один не отказался. В начале восхождения стояла хорошая погода, мороз, на высоте 5200 начала портиться. Но никто и не думал повернуть. Пыхтели, падали, но шли дальше. За 300 метров до вершины погода совсем испортилась. И в этот момент у меня срывается мама. Я был ниже, поймал. Пытаюсь отправить ее вниз, она: "Отлично себя чувствую, сердце хорошо работает, вниз не пойду!" Пока спорили, сорвалась другая женщина... Ловим.

    В конечном итоге троих женщин мы все-таки отправили в лагерь. Уходили в слезах. Но понимали: без них у группы есть шанс, а так, скорее всего, придется развернуть всех. И мы дошли. Обессилели до такой степени, что на вершине стоять не могли. Видят, что я их фотографирую, пытаются встать, но не могут: голову поднимут, привстанут и падают.

    В результате из 11 новичков 8 стояли на вершине. Моей маме было 67 лет. Не дошла до вершины всего 300 метров. Если бы не погода - дошла.

    Владимир Высоцкий отучил народ от вопроса - зачем идете в горы? Спрошу иначе: а оно того стоило?

    Виталий Симонович: Людей, с которыми я шел, знал много лет. Но было ощущение, что я их не знаю совсем. Как они открылись, как их гора сплотила! Они до сих пор расстаться не могут. Говорят, что более ярких ощущений в жизни у них не было.

    Травмоопасное вообще-то увлечение?

    Виталий Симонович: Горы - это всегда риск. На Эльбрусе в прошлом году погибла женщина из Кабардино-Балкарии. Опытная, дважды поднималась на Эверест. Но и в городе всякое может случиться. Я вот поскользнулся, упал на льду около дома. Мениск, две операции. Между операциями продолжал бегать на лыжах, но все-таки сейчас приходится сменить увлечение. Теперь - велосипед. В планах - велопробег по разным странам и континентам. Велотуризм тоже очень интересная штука. Без фанатизма, километров по 100 в день. У меня друг уже так Северную Корею пересек.

    Поделиться