- К тому же, как значится в архивных документах, такие светильники еще "нещадно чадили и коптили", - рассказывает создатель музея истории УП "Мингорсвет" Василий Падуто. - Поэтому очень скоро их стали заменять спиртовыми. Освещенных улиц было немного, фонари зажигались нерегулярно. Интересно, что очень долгое время свет на улицах зажигался только в безлунные ночи. И далеко не все города могли себе позволить фонари хотя бы на нескольких центральных улицах.
К примеру, в 1848 году фонари стояли только в четырех городах: Минске, Борисове, Мозыре и Новогрудке. Фонарщикам прописывались инструкции, которые они должны были соблюдать неукоснительно: пополнять жидкостью лампы за два часа до их зажигания, следить за чистотой фонарей и тушить их в определенное время. Уже тогда городские власти заботились и об освещении города в праздничные дни. Вскоре на смену спиртовым фонарям стали приходить керосиновые, более экономичные и яркие.
В конце XIX века Минск наряду с керосиновыми уже освещали и электрические фонари. Первые опыты провели еще в 1886 году, когда от движения парового двигателя водокачки Либаво-Роменской железной дороги заработала электромашина. Местные жители даже приходили смотреть на это техническое чудо. Первая электростанция, которая давала городу постоянный ток в 120 вольт, появилась в районе современного здания цирка. Уже через три года минские улицы освещали 240 электрических фонарей. Постепенно мода добралась и до окраин, однако там еще долгое время огни в керосиновых лампах по вечерам зажигали фонарщики.
- Первоначально использовались лампочки накаливания с силой света 16 свечей, - говорит ведущий научный сотрудник Музея истории Минска Владимир Воложинский. - Большинство электрических фонарей стояли на центральных улицах, в зимнем и летнем театрах. Были они и у немногочисленных частных потребителей, в доме губернатора города и архиерея, высокопоставленных чиновников. С расстоянием более чем в 40 метров на улицах стали появляться четырехметровые деревянные столбы с натянутыми проводами. Их общая протяженность была более 15 км, а число столбов - 317. Постепенно электричество проникало во все сферы жизни.
В 1909 году электроэнергией уже пользовались 137 магазинов, 84 частные квартиры, театры и кинематограф, банки, парикмахерские, рестораны, гостиницы... Через три года в Минске до 4 утра электрофонарями освещались 27 улиц. На окраинах по-прежнему преобладали керосиновые лампы. Все электрические также включались строго по графику, который ежегодно составлялся для каждого месяца. К примеру, в 1929 году в феврале улицы озарялись светом с 18.00 до 5.30 утра, а в июне и июле фонари не включали вовсе.
Интенсивно электрификация стала развиваться с приходом советской власти. Хотя годы войн и оккупаций значительно притормозили развитие этой отрасли, после Великой Отечественной начался новый подъем. В 1956 году в городе насчитывалось уже 9700 светоточек, 395 км сети, 6 автовышек, 16 электрочасов. А спустя 9 лет количество уличных светильников выросло втрое. Интересно, что такое количество лампочек обслуживали всего 29 электромонтеров.
Сегодня каждый вечер в Минске зажигаются более 142 тысяч фонарей, а в праздничные дни город буквально утопает в праздничных огнях.