Ранее другие источники информагентств сообщили, что самолет, по предварительным данным, потерпел крушение из-за "сваливания" при недостаточной для взлета подъемной силе крыла. Закрылки (предназначены для повышения несущей способности крыла на взлетно-посадочных режимах) авиалайнера Ту-154 сработали рассогласованно. Из-за их невыхода подъемная сила была потеряна, и скорость не была достаточной для набора высоты. Причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, пока не установлена.
Но варианта, по сути, два - либо техническая неисправность, либо ошибка экипажа.
В СМИ появилась расшифровка переговоров из кабины пилотов разбившегося самолета. Разговор экипажа в кабине пилотов обрывается восклицанием "Закрылки, ...!", а затем следует фраза "командир, падаем!".
В оперативном штабе "Интерфаксу" сообщили, что крушение самолета Ту-154 в Сочи могло произойти одновременно по вине и человеческого фактора, и технической неисправности. Предположение было озвучено после изучения данных второго "черного ящика".
"Предварительно, данные параметрического самописца свидетельствуют о некорректной работе механизма впуска-выпуска закрылков во время набора высоты, - сообщили представители штаба. - Также есть основания предполагать, что летный экипаж в критической ситуации мог допустить ошибки в принятии решений, что в совокупности потенциально спровоцировало катастрофу".
На момент подписания номера "Российской газеты" расшифровка данных второго "черного ящика" еще продолжалась. Первые официальные результаты исследований бортовых самописцев могут быть обнародованы уже в четверг.
В минобороны подтвердили, что проведен первичный анализ данных с бортового самописца Ту-154, после чего перечень вероятных причин, приведших к авиакатастрофе, был значительно сужен. Окончательные выводы о причинах авиакатастрофы сделает госкомиссия после изучения всех возможных факторов, подчеркнули в военном ведомстве.
Выплаты материальной помощи в размере 5,8 млн рублей семьям погибших при крушении самолета Ту-154 над Черным морем уже начались. Об этом в среду на заседании Общественного совета при Минобороны России сообщил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу.
"Для нас важна ваша поддержка и то, что это горе, беда для родных и близких не стала только их бедой, они чувствуют нашу поддержку, - поблагодарил министр обороны членов Общественного совета за участие и слова соболезнования родственникам погибших. - Мы не только говорим, но и, безусловно, делаем. Сегодня начнутся все выплаты всем семьям погибших".
Также Сергей Шойгу сообщил, что в минобороны разрабатываются различные меры поддержки семей сотрудников, погибших при крушении Ту-154 над Черным морем. "Все это мы делаем и будем продолжать делать. Речь идет о судьбе детей, женах, о жилищных условиях. Все это мы рассматриваем, безусловно. Часть решений уже озвучена, какие-то решения и предложения находятся в стадии проработки", - сказал глава Минобороны России.
Кроме того, Сергей Шойгу рассказал о том, что конкурс для нового набора в состав Ансамбля имени Александрова, руководитель которого и 64 артиста погибли в авиакатастрофе, начнется в следующем году. Днем ранее министр поручит восстановить творческий коллектив ансамбля в кратчайшие сроки.
Министр обороны также выразил благодарность многим компаниям, которые предложили свою помощь ансамблю, с тем, чтобы минобороны могло быстро восстановить его материальные ресурсы.
Поисковая операция на месте крушения Ту-154 не прекращается ни на минуту. За четверо суток здесь успели обнаружить 15 погибших и более 200 фрагментов тел. Плюс нашли более 1,5 тысячи обломков самолета, поднять на поверхность пока удалось чуть более трети из них.
Вчера группировку поисковиков увеличили до 3,6 тысячи человек. По словам участников работ, если позволит погода, поиск продолжат не только в предпраздничные дни, но и в новогоднюю ночь.
Чтобы увидеть поисковую операцию на месте крушения (оно находится в нескольких километрах от берега), корреспонденты "РГ" вышли в море на спасательном судне "Эпрон" Черноморского флота. Порт приписки корабля - Севастополь.
- Как только получили команду, помочь в поиске обломков самолета, сразу же вышли на Сочи. Работаем круглые сутки, - говорит командир "Эпрона", капитан 3-го ранга Денис Бергс.
На борту находится 20 водолазов, каждый из них в сутки погружается не более двух раз. В их распоряжении два катера, на котором размещается по два человека. В резерве еще есть третье судно - вдруг понадобится подстраховать или заменить.
Практически сразу же наблюдаем одну из первых на сегодня находок. Из воды с помощью специального плавучего крана поднимают турбину двигателя. Как и другие найденные детали, ее фиксируют специалисты, а позже отправляют на берег.
- Максимальная глубина погружения - до 35 метров. Дно на этом участке неплохое: в основном песок и немного ила. Но смотреть надо максимально внимательно. Внизу разбросано очень много мелких деталей, нельзя ничего пропустить, - объясняет водолаз Черноморского флота Александр Абакумов.
Тем временем глубоководный обитаемый аппарат не прекращает прощупывать дно, работает и малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат среднего класса Tiger-1000.
- Нас тут двое инженеров Tiger-1000. За несколько суток поисков только сегодня моему напарнику удалось поспать несколько часов, - признается старший инженер малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата среднего класса Александр Голик.
Заметив что-то в глубине, сразу же сигнализируют всей команде. Потом найденное водолазы привязывают специальными канатами, а кран поднимает наверх.
Так у нас на глазах с максимальной осторожностью поднимали второй самописец Ту-154. На коробке написано: "Аварийный самописец МЛП-14-5". По словам присутствующих на корабле специалистов комиссии минобороны, он находился в средней килевой части упавшего самолета.
"Самописец в отличном состоянии, он расположен в контейнере, заполненном морской водой", - после визуального осмотра фиксирует военный авиатор.
Подготовили Ольга Бондаренко, Владимир Аносов, "Российская газета", Краснодарский край
Николай Антошкин, экс-заместитель главкома ВВС:
- Авиакатастрофа вряд ли произошла из-за вовремя не убравшихся закрылков. Подобные нештатные ситуации на практике происходят нередко, и летчики с легкостью их преодолевают.
Если закрылки вовремя не убираются или не выпускаются, то действительно создается кренящий момент, но он всегда оперативно парируется летчиками, в этом нет большой проблемы. На Ту-154 были опытнейшие летчики, которые вряд ли могли так ошибиться, чтобы запредельно задрать нос самолета.
Закрылки, как и другие средства механизации крыла, выпускаются при взлете и посадке для увеличения подъемной силы на малой скорости. Их отказ не критичен. Даже с неубранными закрылками можно спокойно вернуться на аэродром и сесть. Я лично учил летчиков обходиться без закрылков и спокойно действовать, если их невозможно убрать.
То есть незакрытые закрылки могли стать дополнительной проблемой, но точно не привести к авиакатастрофе. Вероятно, что самолет потерпел крушение все-таки из-за отказа работы двигателей. А почему они перестали работать, еще предстоит выяснить. Не исключаю, что могла разрушиться прокладка или лопнуть трубопровод, вызвав тем самым неполадки в топливной системе.
Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой России:
- Я считаю наиболее вероятной причиной крушения отказ механизации закрылков. Либо после взлета экипаж превысил скорость, и механизм закрылка разрушился, либо закрылки убрались несинхронно, и самолет начало разворачивать вправо и крутануло так, что борт сразу потерял скорость.
На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолет взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками.
Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор:
- Закрылки, напомню, находятся на правой и левой частях полукрыла, ближе к фюзеляжу. По моей версии, закрылок на правом полукрыле Ту-154 начал убираться с нужной скоростью, а вот левый закрылок либо немного отстал, либо вообще не убирался. Это привело к созданию крутящего момента по оси движения самолета. Ту-154 старался делать "бочку", а экипаж предотвращал это движение.
Если закрылки не убираются - это действительно некритично, но вот несинхронная уборка закрылков создает критическую ситуацию.