Десять лет назад российский рынок "настолок" появился в онлайне, потом начал развиваться и офлайн-рынок. Сейчас две трети продаж настольных игр в России приходится на специализированные магазины настольных игр. Самые крупные рынки настольных игр - Северная Америка, Германия и Франция.
Сегодня самый эффективный способ продвижения настольных игр на рынок - игротеки. "Единственный барьер, который необходимо преодолеть пользователям при знакомстве с настольными играми, - чтение правил игры, - рассказал генеральный директор и сооснователь Hobby World Михаил Акулов. - А на игротеке вам устно объясняют правила игры, на это тратится 10-15 минут максимум, и все становится понятно. При этом есть игры, которые продаются миллионными тиражами, у которых простые правила. С таких игр и нужно начинать разбираться, после того как вы поймете механику игр, даже сорок страниц правил не будут пугать".
Как правило, о времени и местах проведения игротек можно узнать на официальных сайтах производителей игр и в тематических группах в социальных сетях. Помимо этого раз в год проходит фестиваль настольных игр "Игрокон". На нем можно бесплатно поиграть в любые игры, которые понравятся.
Нет подобных развлечений для всей семьи, которые были бы столь многообразны. По стоимости билета в кино можно купить настольную игру, в которую потом можно играть много раз.
Многие компьютерные игры сделаны на основе настольных, однако наблюдается и обратный процесс. Есть настольная игра по World of tanks, локализация "Цивилизации", StarCraft, World of Warcraft. "При этом все ведущие гейм-дизайнеры компьютерных игр обязательно играют в настольные игры, это позволяет им понять, как работает игровая механика", - заметил эксперт.
Настольные игры - это не только развлечение. Есть игры на исторические и географические темы: в таком формате дети легко усваивают новые знания. Логические и стратегические игры учат мыслить, ставить цели и расписывать задачи для их достижения, развивают пространственное мышление. Наконец, сам процесс игры снимает стресс и оказывает положительное влияние на здоровье и самочувствие. К такому выводу пришли ученые из Университета Стокгольма: они провели эксперимент, в ходе которого люди от пяти до сорока лет регулярно играли в настольные игры на протяжении трех месяцев. В результате мозг людей, принимавших участие в исследовании, стал работать на 30 процентов лучше. "Кстати, в Германии часто пожилым людям врачи рекомендуют играть в настольные игры, чтобы поддерживать умственную форму", - добавил Михаил Акулов.
Сегодня любой может выпустить в свет свою игру. Главное - идея. Важно заложить прочный фундамент, на котором будет строиться хорошая настольная игра. Для этого нужно придумать увлекательную механику, интересную широкой аудитории. Уже одной качественной задумки достаточно для того, чтобы создать хит и хорошо на этом заработать. После понадобится помощь художника, который воплотит идею в реальность: нарисует графику, оформит все необходимые элементы.
Или же можно заинтересовать идеей издательство. В этом случае профессионалы сами "оденут" игру, придумают ей красивую обертку. Сначала фокус-группа протестирует игру. Как правило, на этом этапе приходится играть на простых бумажках - ведь идея еще не реализована. Во время тестирования работники могут внести правки в игру и оценить, насколько она будет успешной. Здесь их власть почти безгранична: чтобы издать действительно интересный продукт, сотрудники могут вмешаться абсолютно во все - от дизайна до сценария. После внутреннего одобрения они оценивают проект и решают, как будут выглядеть компоненты игры, сколько она будет стоить, в скольких экземплярах ее издавать. А дальше, если игра действительно интересная, она начнет продавать себя сама.