Мы написали, что летом следственный отдел СК по городу Раменское забрал у двух жителей Ногинского района Подмосковья 29 редких птиц (балобанов, кречетов, беркута, сапсана) и передал в центр передержки диких животных. Почти половина редких птиц погибла. Нужды в прямом смысле вламываться к людям домой, хватать птиц и увозить не было. Человек, у которого птиц забрали, держит их легально, и он известный специалист.
Вот что заявила корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Московской области Марина Каурова:
- В нарушение уголовно-процессуального законодательства следственный орган в установленном порядке не осмотрел и не признал изъятых птиц вещественными доказательствами, не установил порядок их содержания, а также не рассмотрел вопрос о передаче их на ответственное хранение владельцам.
Прокуратура объясняет: по информации специалистов, причиной гибели могло стать "стрессовое состояние птиц, вызванное транспортировкой, сменой условий содержания".
По словам Кауровой, материалы прокурорской проверки направлены в Главное следственное управление СК по Московской области для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц уголовного дела по ст. 293 УК РФ (халатность). А еще прокуратура внесла руководителю регионального подразделения СКР требование об устранении нарушений закона, допущенных в ходе предварительного расследования.
Рассмотрение актов прокурорского реагирования находится в прокуратуре области на особом контроле.
Ситуация с изъятыми и погубленными птицами действительно выглядит как минимум странной.
Гражданин, у которого птиц забрали, содержал и разводил их совершенно законно. Никаких обвинений ему в СК за полгода работы не предъявили. Он у них - свидетель. Уже полгода чудом выживших птиц хозяину почему-то не возвращают, зато следователь сурово предупредила его о том, что он не должен общаться с журналистами.
Причина подобного, возможно, объясняется следующим. Вместе с птицами у заводчика Григория Павленко СК изъял оригиналы документов на краснокнижных птиц. По нашим сведениям, документы исчезли. Мы направили запрос руководству подмосковного СК с просьбой подтвердить или опровергнуть этот факт.
А еще спросили, куда делись самые дорогие из изъятых птиц. Их нет ни среди оставшихся в живых, ни среди погибших пернатых.
В полученном ответе нам разъяснили права журналистов спрашивать и смотреть, но ни на один вопрос не ответили.