По информации пресс-службы Государственного Эрмитажа, достоверно установлено, что до 1939 года "Виктория" находилась в Старом музее на Музейном острове в Берлине. Но в реестр она была внесена как французская скульптура XVII века, поэтому судьба бронзовой статуэтки долгие годы оставалась неизвестной.
- В результате работы с архивными материалами и на основании технико-технологической экспертизы российским специалистам удалось определить происхождение объекта в числе перемещенных культурных ценностей, поступивших из музеев Берлина, - рассказали в музее. - Вывоз статуи трофейными бригадами был задокументирован, но затем ее следы потерялись. В 2005 году немецкие ученые внесли ее в каталог потерянных экспонатов Античных собраний.
Интересна история названия самой находки. В Эрмитаже полагают, что бронзовая позолоченная статуэтка - девушка в хитоне и с распахнутыми крыльями стоит на небесной сфере - была создана в честь одной из побед императоров Марка Аврелия и Люция Вера в Парфянской войне. Надпись с их именами есть на шаре - постаменте скульптуры, а в римском пантеоне Виктория - богиня победы. Кальватоне - название местности в Италии, где она была найдена в 1836 году. Кстати, второе название скульптуры - "Виктория на шаре" - дано по необычной композиции.
Сейчас "Викторию Кальватоне" готовят к совместному исследованию, над ней будут работать российские и германские ученые.
- Эрмитаж и немецкие музеи выработали хороший рецепт научного взаимодействия, в том числе и в деликатных сферах, - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Оно продолжается в конкретных исследовательских проектах, и в проекте "Виктория Кальватоне, в частности.
Первые результаты таких исследований уже представлены: свои выводы сделали отдел научных исследований и лаборатория научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Кстати, в судьбе "Виктории" принимает участие потомок ее первого владельца синьор Эцио Аловизи (Италия).
Комментариев о том, может ли "Виктория Кальватоне" вернуться в Берлин, в Эрмитаже получить не удалось. Однако примеры такого обмена в новейшей истории есть. Так, в 2002 году Эрмитаж вернул во Франкфурт-на-Одере церковную реликвию XIV века - уникальные витражи Мариенкирхе, которые так же, как и "Виктория", попали в музей после войны.
Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия:
- Эрмитаж и музеи Берлина в течение нескольких лет ведут профессиональное общение и реализовали многочисленные общие выставочные проекты, в том числе с участием перемещенных во время войны культурных ценностей. Пример - недавняя выставка "Бронзовый век. Европа без границ". Теперь научное исследование скульптуры "Виктория Кальватоне" станет началом следующего этапа превосходного, основанного на доверии сотрудничества.