Южноуральская оборонка выживет за счет гражданской продукции

В следующем году доля расходов на оборону страны снизится до 4,3 процента валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как в уходящем достигала 4,7. В 2018-м и вовсе ожидается сокращение гособоронзаказа до трех процентов ВВП. В этой ситуации предприятия отрасли намерены делать ставку на выпуск гражданской продукции, тем более что многие изделия способны заместить импорт, а также востребованы за рубежом.

Рост не по заказу

Объемы производства южноуральской оборонки в этом году заметно превысили прошлогодние показатели, сообщили в Ассоциации предприятий ОПК Челябинской области. Среди причин рывка эксперты называют не только увеличение гособоронзаказа (ГОЗ) за последние три года более чем вдвое, но и создание технологических кластеров, модернизацию производства, развитие кооперации с малым и средним бизнесом.

Госпрограмма развития ОПК до 2020 года, разработанная Минпромторгом РФ, предусматривает рост объемов производства и увеличение доли инновационной продукции в общем объеме с сегодняшних 34,4 до 39,6 процента. По мнению ряда экспертов, планка установлена высокая - требуются коррективы в связи с непростой финансовой ситуацией. Перед оборонщиками в очередной раз встают вопросы: где взять деньги и как правильно ими распорядиться?

Пока высокая ставка рефинансирования затрудняет получение кредитов, остается расчет на более рачительное использование государственных ресурсов, выявление внутренних резервов, снижение издержек производства, увеличение загрузки оборудования, внедрение принципов бережливого производства. Как показывает практика, элементарное наведение порядка, научный подход к организации рабочего процесса даже без техперевооружения обеспечивают значительное снижение себестоимости выпускаемой продукции - порой на десятки процентов. К слову, во внедрении lean-технологий предприятия ОПК накопили хороший опыт, который планируют транслировать и на другие предприятия региона.

Задать цену

Важно, что почти на всех оборонных заводах региона сумели сохранить перспективные направления гражданской продукции, которые призваны в нынешней ситуации стать "подушкой безопасности" и смягчить удар от сокращения объемов ГОЗ. Выпускать при этом планируется не кастрюли, как в 1990-х, а высокотехнологичную продукцию. Но диверсификация производства требует немалых вложений, а возможности для финансового маневра у ОПК ограниченны.

До внедрения системы контроля за целевым использованием средств предприятия могли направлять "в мирное русло" средства из прибыли от выполнения ГОЗ. Однако с сентября 2015 года такой вариант невозможен: в систему финансирования с использованием отдельных счетов и банковским сопровождением были вовлечены предприятия по всей цепочке кооперации.

Госпрограмма развития ОПК до 2020 года предусматривает увеличение доли инновационной продукции в общем объеме с 34,4 до 39,6 процента

Таким образом, для гражданской продукции нужно искать новые источники финансирования и внедрять иные принципы ценообразования. Разработкой концепции повышения эффективности системы ценообразования сейчас озабочена областная ассоциация ОПК. В ней пропишут методы снижения затрат, принципы определения стоимости продукции внутри кооперационной цепочки и вертикально-интегрированных холдингов, особое внимание уделят вопросам нормирования накладных расходов и распределения прибыли.

Эксперты отмечают: действующий механизм ценообразования на оборонную продукцию не стимулирует производителей снижать затраты. Чтобы мотивировать их к оптимизации трат, предлагается оставлять в распоряжении предприятия 75 процентов сэкономленных средств и только 25 перечислять в бюджет. Особые регуляторы цен также предлагается ввести в длинные кооперационные цепочки, чтобы сделать цены комплектующих, которые сегодня зачастую составляют 50-70 процентов стоимости готового изделия, более низкими и прозрачными.

По мнению региональных властей, уменьшить себестоимость производства гражданских видов продукции в ОПК позволит привлечение льготных кредитов по линии регионального Фонда развития промышленности: на финансирование производственно-технологических проектов фонд выдает займы под пять процентов годовых. Это позволит также увеличить долю малых и средних компаний в кооперационных поставках для крупных оборонных заводов.

Импорт спишут

В регионе уже есть предприятия, которые успешно совмещают выполнение ГОЗ с реализацией мирных проектов, поставляя гражданскую продукцию не только внутри страны, но и за ее пределы.

- Пожарно-охранной тематикой мы занимались давно, а производство метеорологического оборудования - новый для нас фронт работ, но именно с ним мы связываем особые перспективы, - говорит генеральный директор каслинского завода "Радий" Дмитрий Кожевников.

Речь идет о выпуске особо точных приборов, метеозондов, используемых на крупных метеостанциях страны. Дело в том, что "начинка" этих станций сегодня только отчасти российская: на большинстве из них финское и немецкое оборудование, которое при сегодняшнем курсе валют стало очень дорогим в обслуживании.

- Мы тесно сотрудничаем с Арктическим обществом, поставили на полярную станцию "Мыс Баранова" оборудование, провели испытания, - рассказывает Дмитрий Кожевников.

Как водится, российские изделия оказываются значительно дешевле импортных аналогов, поэтому на заводе нацелились и на экспорт: спрос на качественную радиоэлектронную аппаратуру в мире стабильно высок. Проблему сбыта решает контрактное производство - работа по локальным заказам бизнес-партнеров. Сегодня доля контрактных заказов на предприятии превысила 60 процентов, что гарантирует заводу стабильную прибыль.

Оборонным гигантам по такой схеме работать сложно, поэтому они нацелены на развитие стратегических направлений производства гражданской продукции. Так, на Златоустовском машиностроительном заводе в следующем году увеличат объемы и номенклатуру производства гражданской продукции. Как говорит гендиректор Златмаша Антон Лобанов, это снизит зависимость от поставщиков, повысит качество, даст дополнительные рабочие места и увеличит рентабельность производства плит.

Как водится, российские изделия оказываются значительно дешевле импортных аналогов, поэтому на заводе нацелились и на экспорт

В пресс-службе предприятия сообщили, что контракт на поставку стрелкового оружия обеспечит загрузку предприятия по этому виду гражданской продукции минимум до сентября следующего года. Новые рынки сбыта ищут для радиаторов и алюминиевого профиля: эти производства традиционно были заточены на строительную отрасль, падение объемов ввода жилья и рост числа замороженных строек стали подножкой в развитии этого направления. В целом в 2017 году завод рассчитывает увеличить выручку от реализации готовой продукции на 19,2 процента - до 4,7 миллиарда рублей.

Успешно завершает текущий год некогда проблемное предприятие ОПК - челябинский радиозавод "Полет", где реализуется комплекс мер финансового оздоровления. Как сообщил на заседании рабочей группы при правительстве региона временный гендиректор Сергей Пилат, выручка предприятия по итогам года выросла более чем вдвое, удалось получить прибыль, тогда как прошлый год принес одни убытки.

По словам отраслевых экспертов, экономические процессы на предприятиях ОПК имеют свою специфику. Но, тщательно изучив спрос, определив свободные и перспективные ниши рынка, выстроив грамотную экспортную стратегию, можно с выгодой работать и на рынке гражданской продукции. И те предприятия, которые перестроятся первыми, даже в условиях сокращения ГОЗ смогут сохранить и улучшить финансовые показатели. Остальным придется туго.

компетентно

Владимир Щелоков, председатель Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области:

- Поставки гражданской продукции уральских предприятий ОПК за рубеж - очень больной вопрос. На практике это непросто: необходимо создавать дилерские сети, участвовать в зарубежных выставках, мероприятиях в поисках единичных клиентов. Например, у одного из екатеринбургских предприятий более 80 партнеров в зарубежных странах, однако продажи весьма скромные: 3-5 единиц продукции в год, и даже это большое достижение. Наша оборонка, как правило, выпускает штучную гражданскую продукцию, ее нужно адаптировать под зарубежные рынки, сертифицировать по местным стандартам, создавать большую инфраструктуру сервисного обслуживания.

А как у соседей

Предприятия ОПК Свердловской области уловили установку "диверсифицируйся или умри" задолго до того, как она стала официальной. Многие сделали ставку на производство высокотехнологичной гражданской продукции. Например, Уралвагонзавод в нынешнем году представил цистерну, выполненную не из металла, а из полимерного материала. В ближайших планах - создание новых продуктов и поставки новых прорывных материалов (например, сверхлегких, сверхпрочных, сверхтугоплавких и самовосстанавливающихся), а также технологий. С учетом продвижения традиционных гражданских продуктов - грузовых вагонов и строительной техники - уральский гигант рассчитывает к 2025 году увеличить долю мирного ассортимента в общем объеме до 46 процентов.На НПО Автоматики доля "гражданки" - 25 процентов. В перспективе она вырастет за счет продукции для медицины, энергетики, авиации и судостроения, космоса и других высокотехнологичных отраслей. В конце года ее образцы пополнили музей предприятия: теперь посетители могут увидеть пульт управления электровоза ЭС-6, систему автоматической проводки судна "Авторулевой", пульт управления Московским монорельсом и приборной схемой комбайна "Ростсельмаш". Все аппараты - действующие.На УЭХК занимаются разработкой металлического 3D-принтера. Вложив в первый этап разработок более 140 миллионов рублей, предприятие рассчитывает получить опытный образец к 2018 году. Впоследствии на Новоуральской промплощадке планируют наладить серийное производство этой аппаратуры.По оценке Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, в 2016 году соотношение гражданской и специальной продукции на региональных предприятиях ОПК составляет 44 к 56 процентам.