Один из главных фаворитов "новогодней кинобитвы" - "Викинг". К этой картине, которая сейчас преподносится как главный кинорелиз если не всего года, то уж точно зимы, с раннего этапа производства было приковано особое внимание. Причина интереса на поверхности. Тандем продюсеров Константин Эрнст - Анатолий Максимов вместе с режиссером Андреем Кравчуком в 2008 году уже сделали фильм "Адмиралъ" про Александра Колчака. И как ни относись к тому фильму, понятно, что более масштабного, дорогого и профессионально сделанного исторического кино на русском языке не делали давно. В "Викинге" Кравчук вновь взялся за историческую фигуру, но куда более легендарную - теперь он сделал фильм о князе Владимире. Том самом, который крестил Русь и чей памятник с недавнего времени стоит на Боровицкой площади.
Подход к экранизации исторического материала и режиссеров, и продюсеров тут, в общем и целом, ровно тот же, что и в "Адмирале" - никаких особенных противоречий документальным источникам (в данном случае - древнерусским летописям) тут нет, а все, что касается личных переживаний героя, довольно сильно мелодраматизировано. Впрочем, персональный путь героя от язычника к христианину тут, надо признать, как раз подан довольно тонко - Кравчук не делает из решения Владимира принять православие ни назидательной религиозной лекции, ни восторженного панегирика. Пафос тут, конечно, чувствуется, но он вовсе не религиозный, а общечеловеческий. "Владимир", если по гамбургскому счету, - кино о том, как сохранить в себе человека в условиях абсолютной власти, когда в борьбе за нее пролито немало крови. И то, что этот совсем не плакатный подход к фигуре Владимира, Кравчуком выдерживается до самого финала - главное достоинство картины.
В остальном - это очень эффектный исторический блокбастер. Несколько тяжеловесный, но умудряющийся удерживать внимание зрителей даже в те моменты, когда сценарий буксует. Что касается семейного просмотра, то зрителям с детьми все же следует обратить внимание на возрастной рейтинг фильма. У "Викинга" уникальная история - это первый фильм в нашем прокате, который вышел в двух версиях, у каждой из которых свое возрастное ограничение: "18+" и "12+". Не секрет, что в наших кинотеатрах за соблюдением возрастных ограничений следят далеко не всегда (и вряд ли будут рьяно следить в новогодние каникулы), поэтому какую из версий показывать детям - на совести родителей. Совсем уж оголтелой жестокости в фильме, разумеется, нет, но кровь льется щедро - нравы на рубеже X и XI были куда более людоедскими, чем во многие другие исторические эпохи.
Едва ли не самый рекламируемый фильм этих каникул - "Кредо убийцы" Джастина Курзеля, под завязку нашпигованное звездами в диапазоне от Майкла Фассбендера до Джереми Айронса и от Марион Котийяр до Шарлотты Рэмплинг. Про этот фильм нужно знать, что он основан на нетленном хите видеоигр Assassin s Creed. При этом с сюжетом серии игр сюжет фильма, по уверениям создателей, ничего не имеет - они использовали только персонажей игры, которым написали совершенно оригинальную историю. История эта о том, как таинственная корпорация Abstrego Industries спасает от казни закоренелого преступника и начинает проводить над ним генетические опыты. Корпорация оказывается современной инкарнацией ордена тамплиеров. В результате ее опытов преступник начинает "вспоминать" опыт своего предка, жившего в XV веке и бывшего ассасином - то есть тем самым, который нещадно вырезал как раз тамплиеров.
Пожалуй, более эффектного экшена в наших кинотеатрах в начале января не сыщешь.
Если вдруг не успели в предновогодней суете на "Пассажиров" Мортена Тильдума, то самое время наверстать упущенное в свободное от работы время. Изначально казалось, что "Пассажиры" - научная фантастика и антиутопия про одиночество в космосе, потому как действие тут происходит на космическом корабле, в котором в режиме гибернации отправились в 120-летнее путешествие 5259 человек. Но чем дальше, тем больше становится понятно, что главное тут - мелодраматические переживания двух рано проснувшихся из-за неисправности (по крайней мере, так кажется сначала) персонажей. И Дженнифер Лоуренс, и Крис Пратт, едва ли не самые красивые люди современного Голливуда, которые разыгрывают эту мелодраму как по нотам.
Если после праздничного оливье вдруг нахлынула меланхолия, а разгонять ее особенно не хочется, то самый удачный выбор фильма в кинотеатре - "Рождество, опять" Чарльза Покела. 30-летний Покел - восходящая звезда американского кино, сценарист (его несколько поспешно называют "бруклинским Чеховым") и независимый режиссер. "Рождество, опять" - тихая драма про парня Ноэла (имя, понятно, выбрано не случайно, так как Noёl означает Рождество по-французски), продавца елок в бруклинском районе Гринпойнт, который переживает расставание со своей подругой. Накануне Рождества он находит в парке потерявшую сознание девушку, которая вдруг выводит его самого из оцепенения. Но рассчитывать на классическую любовную историю тут не стоит. Не зря ведь "Рождество, опять" называют похожим по настроению на фильмы Джона Кассаветиса, а в качестве литературного источника вдохновения для своего первого режиссерского опыта Покел выбрал "Поцелуй" - довольно безрадостный рассказ Чехова.
Кстати, перед съемками картины режиссер сам устроился продавцом елок в Бруклине, чтобы на личном опыте почувствовать нерв своей антипраздничной производственной драмы.
В новогодние каникулы за кошельки зрителей традиционно ведут сражения и детские анимационные релизы. На сей раз основную выручку в этом сегменте поделят продолжения двух успешных франшиз - "Снежная королева 3: Огонь и лед" и "Три богатыря и Морской царь". И битва между двумя релизами, можно сказать, идеалогическая, потому что эти картины представляют собой два противоположных подхода к созданию коммерческих российских мультфильмов. "Снежная королева" - история подчеркнуто современная, технологичная, сделанная с оглядкой на самые впечатляющие достижения международной анимации последних лет. Это проект подчеркнуто международный - переозвучь "Снежную королеву" на любом другом языке и в жизни не догадаешься, что смотришь российский мультфильм. Собственно, именно этим уже активно занимаются по всему миру, потому как третья часть "Снежной королевы" продана на полтора десятка важных территорий.
Совсем иное "Богатыри" питерской студии "Мельница" - ретроградское в смысле технологий зрелище, которое постмодернистски подходит к героям русских былин. Интонацию тут пытаются выдержать ерническую филатовскую, выходит это далеко не всегда, но то, что единожды придуманная манера пока имеет у публики успех - сомнений никаких. Продать такое заграничному зрителю невозможно, но "Богатырей"и тут неплохо кормят - уже второе десятилетие мультфильмы этой серии удерживают титул самой кассовой российской анимации.