Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями в школах и профессиональных образовательных учреждениях перестало быть чем-то невероятным. Педагоги вспоминают, что еще лет 15 назад о таком подумать не могли.
В ссузах, в свою очередь, подчеркивают: дети-инвалиды учились здесь задолго до того, как о проблемах особенных людей заговорили власти федерального уровня. Однако повышенное внимание к ним позволило самим студентам поверить в себя, а работодателям - оценить потенциал каждого такого специалиста.
Эксперты отмечают, что создать условия для обучения этих детей - это не такая уж большая проблема. Хотя, конечно, пандусы для колясочников, специализированные пособия для слабовидящих и глухих стоят немалых денег. Важнее другое: "включить" ребенка в коллектив и образовательный процесс - это своеобразная "эмоциональная инвестиция", от которой, можно сказать, зависит эффективность обучения.
Кураторы особенных ребят в техникумах и колледжах все как один говорят: стараемся их не выделять из группы. На опыте убедились, что такое отношение идет только на пользу и этим детям, и остальным.
Впрочем, такое внимание к особенным студентам в белгородских техникумах вполне оправдано. Дело в том, что каждый готовит специалистов по конкретной заявке работодателей. Не найдут работу выпускники - это существенный "минус" для учебного заведения. Если безработных оказывается слишком много, специальность могут вообще закрыть. Следовательно, четкая ориентация на рынок труда не дает расслабляться, и профобучение инвалидов постепенно перестает быть исключительно социальной миссией техникумов и колледжей. Эти студенты должны стать такими же конкурентоспособными специалистами, как и другие.
Начальник областного управления профобразования и науки Альбина Бучек отмечает: новые возможности для развития таких детей дают различные конкурсы и олимпиады. В регионе стараются проводить их как можно чаще. К примеру, регион совсем недавно присоединился к всемирному движению "Абилимпикс". И сразу несколько белгородцев, которые впервые участвовали в российском конкурсе, стали обладателями ценных наград.
- Но важно другое, - говорит Альбина Бучек. - У детей горят глаза, они рады, что их заметили. Вообще стоит сказать о том, что особенные студенты работают более сосредоточенно, внимательно, они полностью погружены в процесс, и это не может не отражаться на результатах работы.
Студентка Лилия Левицкая стала одним из призеров российской "олимпиады возможностей". Девушка - будущий повар-кондитер. Впрочем, будущий - только формально. Несмотря на то, что диплом об окончании Шебекинского агротехнического ремесленного техникума она получит только через три месяца, ее смело можно назвать профи. На всероссийском этапе конкурса "Абилимпикс" Лилия заняла третье место.
- Шницель по-столичному готовила, - рассказывает девушка. - Волновалась сначала, а потом расслабилась, и все прошло очень хорошо. Я с детства готовить люблю. Бабушка меня всему научила. Когда пришло время выбирать профессию, сомнений у меня не было вообще.
Лиля говорит, что блюда, которые она готовила на конкурсах для жюри, - это "немного не то".
- Понимаете, на региональном этапе был фаршированный окорочок, на российском - шницель, а я больше люблю выпечку, сдобу, - удивила девушка.
То, что тесто может вдруг не подойти, а блинчики - подгореть, вызывает у нее лишь улыбку:
- Да все прекрасно получилось бы!
Среди десятков участников Лилия завоевала бронзу. Ее наставница, мастер профобучения Ангелина Агаркова признается: участие в конкурсе могло обернуться для девушки настоящим стрессом. Мастер очень переживала за ребенка.
- Так получилось, что в Москве организаторы конкурса вдруг поменяли нам задание, - рассказывает она. - Шницель вдруг оказался нужен, а мы не к нему готовились. И вот смотрю я: Лиля наша сникла. И мне бы пожалеть ее… а я строго, даже прикрикнула: мол, с позором домой не поедем.
Лиля этот момент вспоминает с улыбкой:
- Я очень разволновалась, потом посмотрела технологическую карту блюда и думаю: да справлюсь!
Оценка жюри удивила и мастера, и саму девушку: третьего места на соревнованиях такого уровня не ожидали.
Но Ангелина Агаркова уверена в том, что ее особенные студенты еще и не такое могут.
- У нас практикоориентированное обучение, - рассказывает она. - Дети идут на предприятия и работают там наравне со всеми. И вот пока ни одного негативного отзыва я не услышала. Наоборот, будущие работодатели нам говорят, что наши студенты работают даже лучше других. Они не просто стараются, они выкладываются. Наверное, это тоже их особенная черта.
Не остаются в стороне и работодатели. Директор Юго-Западной сбытовой дирекции Ирина Ковалева отмечает, что ее компания неслучайно приняла участие в белгородском этапе "Абилимпикса".
- Мы намерены поддерживать инвалидов, - говорит она. - С нашими материалами им работать гораздо легче. К тому же современные строительные технологии позволяют таким ребятам добиваться профессиональных успехов. Сейчас они студенты, но потом смогут трудоустроиться и достойно зарабатывать.
Председатель межотраслевого профсоюза "Правда" Сергей Фуглаев в свою очередь констатирует: отношение к инвалидам меняется в лучшую сторону.
- Нам важно просто сказать этим людям доброе слово, поддержать их в начинаниях, - говорит он. - Со стороны профсоюзного движения тоже должны предприниматься для этого все возможные меры, и мы стараемся это делать. Важно поддержать таких специалистов в главном - трудоустройстве. И это нужно не только для них, как многие думают, но и для всех в целом. Мы должны принимать особенных людей рядом с нами, в чем-то помогать им, а чему-то и поучиться у них.
Анатолий Франковский, председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов:
- О том, насколько востребован труд человека с ограниченными возможностями, судить пока очень сложно. Ситуация в каждой отрасли, в каждой организации складывается своя. При поддержке федеральных властей мы создали предприятие в Белгороде, там производят домашнюю обувь, рюкзаки, сумки, одежду. Было закуплено дорогостоящее оборудование. Однако большую часть коллектива составили все же обычные люди. Более того, работать с их особенными коллегами оказалось очень непросто. Они потребовали не только специальных условий, но и внимания. Потребность в общении таких людей высока, и на подобном производстве удовлетворить ее практически невозможно. Начальник может быть с ними строг, требователен, а они, в свою очередь, нередко становятся агрессивными, требуют снисхождения, даже жалости.
Но я знаю и другие примеры. Так, на пульте МЧС прекрасно справляются со своими обязанностями специалисты-колясочники. И их очень хвалят. Они и на работу приходят раньше других, а уйти могут и позже, и внимательны. Возможно, это связано с тем, что их рабочий день наполнен общением с другими людьми. Поэтому в каждом конкретном случае к особенному человеку нужен и особенный подход. И если работодатель и работник "совпадают" - это, конечно, прекрасно.