29.12.2016 19:35
    Поделиться

    Нижегородские врачи впервые пересадили поджелудочную железу

    В Нижнем Новгороде впервые пересадили поджелудочную железу
    Cахарным диабетом первого типа 36-летняя нижегородка Ирина Абросимова больна уже двадцать лет. В 29 у нее отказали почки. Почти семь лет находилась на гемодиализе. В марте этого года в Приволжском окружном медицинском центре (ПОМЦ) ей трансплантировали почку, а недавно успешно провели пересадку поджелудочной железы.

    Теперь пациентка впервые обходится без уколов: "сахар не скачет" - его уровень в крови держится на постоянной отметке.

    Поджелудочная железа - очень капризный и хрупкий орган. Даже в обычной жизни он имеет свойство воспаляться, и нередко это фатально. Поэтому и подготовка к ее трансплантации - дело сверхтонкое. Нижегородские трансплантологи три года принимали участие в мастер-классах в Москве, Санкт-Петербурге, встречались с зарубежными коллегами. Теперь от теории перешли к практике.

    Один донор может спасти жизнь от семи до одиннадцати обреченных на смерть пациентов

    - Для трансплантации поджелудочную железу можно получить от донора со смертью мозга, когда сердце некоторое время работает по инерции и сохраняет кровоток в органах. Второй вариант - от родственника, у которого во время операции можно взять половину поджелудочной железы, - рассказал "РГ" главный внештатный трансплантолог министерства здравоохранения Нижегородской области Владимир Загайнов. - Второй путь очень редкий: в России проведены только одна-две подобные операции. Выяснилось, что это может приводить к серьезному нарушению здоровья донора.

    В случае с Ириной Абросимовой пошли по первому пути и пересадили орган от посмертного донора. Им оказался 35-летний пациент с врожденным сосудистым заболеванием головного мозга. Причиной смерти стало массивное кровоизлияние в мозг - врачи пытались его спасти, но объем поражения был настолько большим, что все попытки оказались безуспешными. Сейчас, согласно законодательству, разрешения на изъятие органов не требуется. Кстати, один донор может спасти жизнь от семи до одиннадцати обреченных на смерть пациентов.

    12 операций по пересадке поджелудочной железы всего проведено в России в прошлом году. Все - в Москве

    У врачей было всего шесть часов. За это время нужно успеть взять кровь, провести генетическое типирование и подобрать потенциальных реципиентов. По мировым стандартам их рекомендуемое количество - около сотни. При большом выборе можно подобрать точное генетическое совпадение - ключ к успеху операции и перспективам сохранения органа в дальнейшем. В нижегородском "листе ожидания" значилось чуть более десяти человек. Рассматривали только тех пациентов, которым ранее трансплантировали почку. У Ирины Абросимовой обнаружили очень близкое совпадение по генотипу.

    Процедура изъятия поджелудочной железы - отдельная сложная операция: органу нельзя нанести даже малейшее повреждение. Она заняла почти час. После изъятия орган поместили в специальный раствор, который практически останавливает процессы жизнедеятельности клеток, и сохраняли в специальном контейнере при постоянной температуре +4 градуса во время транспортировки до начала трансплантации.

    - В итоге мы получили редчайшее совпадение по генотипу, - продолжил Владимир Загайнов. - Нам предстоял разговор с Ириной. В медицине есть такое понятие, как комплаентность, - отношение реципиента к перспективе операции, ведь любое хирургическое вмешательство - риск. К тому же после пересадки органа пациент должен пожизненно принимать иммуносупрессивные препараты. Она согласилась, не раздумывая, тем более что уже получала иммуносупрессивные препараты после трансплантации почки.

    - Операция длилась четыре часа: с 23.00 до 3.00, - вспоминает ведущий хирург. - Первые два часа руки находились в холоде. Приходилось в ледяном растворе готовить орган к пересадке, проводить сосудистую реконструкцию. Это притом что поджелудочная железа хотя и маленькая (весит 150 граммов), но очень хрупкая, не терпящая излишних манипуляций. Даже при обычной операции прикосновение к ней инструментами может привести к неприятным последствиям.

    В итоге все прошло успешно, кровоток сразу восстановился, орган прижился. Вообще пересадка поджелудочной железы - большая редкость. В прошлом году в России было проведено всего 12 таких операций. Все - в Москве, и для Нижнего Новгорода это большой прорыв.

    - Я постепенно восстанавливаюсь, - сказала Ирина Абросимова. - У меня начинается другая жизнь.

    Поделиться