29.12.2016 21:20
    Поделиться

    Психологи МЧС поделились с "РГ" тонкостями своей работы

    Психологи МЧС берут на себя чужую боль
    Их не показывают в новостных сюжетах, у них не берут интервью, и основная часть граждан даже не знает об их существовании. Но именно они, психологи МЧС, спасают людей не хуже отважных пожарных, вытаскивая пострадавших в катастрофах и их родственников из стрессовых ситуаций.

    Вывести из шока

    В сентябре 2008 года на ночную Пермь рухнул авиалайнер "Боинг". Погибло 88 человек. Большинство из них - пермяки, возвращавшиеся домой из Москвы. Родственники, узнав о трагедии, начали съезжаться на место катастрофы. Все они надеялись на чудо, на спасение своих близких. Горе их было безмерно.

    Через год в городе произошла еще одна трагедия - в декабре в ночном клубе "Хромая лошадь" погибло 156 человек. Сотни людей потеряли своих близких, хороших знакомых, друзей.

    - У человека в таких случаях наступает шок, - говорит старший психолог ГУ МЧС РФ по Пермскому краю Елена Ковтун. - Самое опасное, если он молчит. Необходимо срочно растормошить его. Дело в том, что человек не чувствует происходящего с ним. Эмоции заслоняют все. У него может случиться сердечный приступ, например. А он этого не ощущает.

    По мнению психологов, самое лучшее, что может сразу снять напряжение и расслабить человека, - это слезы. Нужно, чтобы пострадавший или его близкие не замыкались, не носили горе в себе, а выплескивали его.

    Поэтому психологи и говорят в случае беды: "Плачьте!" Но, как оказалось, мужчины к слезам не расположены. С ними работать гораздо сложнее, чем с женщинами. Однако и мужчин практически всегда удается вывести из стресса.

    Работа на месте чрезвычайного происшествия считается экстренным оказанием психологической помощи. В кратчайшее время людей необходимо вывести из шока, помочь им избавиться от внезапного груза отрицательных эмоций.

    При этом всю людскую боль и переживания психологи МЧС принимают на себя, пропускают сквозь свою душу. Иначе и не получится. По их словам, главная задача при ЧС - "обеспечить минимальные условия существования в неблагоприятных условиях".

    Не мужская работа

    В психологической службе пермского МЧС трудятся одни женщины. Все с высшим профильным образованием. Мужчинам здесь работать сложнее.

    - Мужчины в силу своих особенностей тяжелее справляются с оказанием экстренной поддержки, они менее выносливы эмоционально, - говорит психолог МЧС Наталья Суворова. - В случае беды, какого-то происшествия мужчина стремится сразу же оказать помощь, сделать что-то реальное. Но на месте происшествия это невозможно, у психолога нет сил сразу решить все проблемы.

    Работа на месте ЧС подчиняется строгому, давно выработанному и проверенному алгоритму. Сначала нужно собрать информацию: что и где случилось, кто пострадал, как люди себя ведут. Затем выбрать тех, кому психологическая помощь требуется в первую очередь.

    Люди ведут себя по-разному: у кого-то истерика, кто-то молчит.

    - Был случай недавно, когда в Перми дом начал рушиться, - вспоминает Суворова. - Люди вышли из здания, никто не пострадал. Все они переживали, хотя внешне оставались спокойными. Одна старушка была чуть ли не босиком, в легких тапочках. А на улице зима. Видимо, стресс был таков, что холода она не чувствовала. Мы усадили ее в машину, она отогрелась. Решили вопрос с обувью. И во время всех этих хлопот она успокоилась.

    Еще одна немаловажная задача, которую выполняют психологи и о которой никто никогда не вспоминает, - это "расчистка" места происшествия. Нужно вывести людей, особенно тех, кто, например, только что выскочил из горящего дома. Такие пострадавшие зачастую не осознают своих действий, мешают спасателям, кто-то даже рвется обратно. Психологи успокаивают их, уводят из "рабочей зоны".

    Возвращение формы

    Есть у психологов и повседневная, можно сказать, рутинная работа, она тоже ошибок не прощает. Это подбор кадров для службы в МЧС.

    Если внимательно присмотреться к сотрудникам ведомства, можно заметить: практически все спасатели и пожарные - спокойные, доброжелательные люди. Свою работу они делают без лишней суеты и нервозности. Среди них нет дерганых, нервных личностей. И в этом заслуга психологов.

    - Мы отсеиваем примерно двух из трех кандидатов, - говорит Елена Ковтун. - В первую очередь проверяем эмоциональную устойчивость. Очень важно, чтобы спасатель обладал способностью принимать мгновенные решения. Ведь ситуации бывают разные.

    Отсеивают тех, кто имеет низкий интеллектуальный уровень, у кого в мозгу "застревают" отрицательные эмоции. Если такие эмоции накапливаются и человек не может от них избавиться, в конце концов произойдет нервный срыв. А это очень опасно.

    Но все люди, и даже у спасателей есть нервы. Чтобы поддерживать их в форме, проводятся сеансы психологической поддержки, индивидуальные или групповые. Люди на них расслабляются, им становится легче.

    - Напряжение, депрессия могут привести к болезням, - говорит Наталья Суворова. - Если нервы на взводе, недалеко и дистония, и сердечные заболевания.

    Релаксация спасателей проводится в специально оборудованном зале. Здесь даже прекрасные массажные кресла есть. Звучит приятная музыка, мышцы массируются, и суровые мужчины, каждый день спасающие людей в опаснейших ситуациях, расслабляются и восстанавливают душевное равновесие.

    Сами себя спасают

    А как же сами психологи? Ведь они ежедневно пропускают через себя море чужих эмоций, принимают на себя чужую боль. Ведь им тоже, как никому другому, нужна психологическая помощь.

    - Конечно, без этого никак не обойтись, - улыбается Елена Ковтун. - В шутку мы говорим о необходимости реабилитации реабилитантов, то есть нас.

    Ведь катастрофы, массовые ДТП, пожары, где гибнут люди, не оставляют их равнодушными.

    После катастрофических ЧС, таких как падение "Боинга" или пожар в "Хромой лошади", восстанавливать душевный покой психологам пермского МЧС помогали коллеги. Дважды в год они встречаются с психотерапевтами.

    Но каждый день этого делать не станешь. А негатив порой валится на психологов без остановки.

    - Сами себя успокаиваем, - говорит Наталья Суворова. - Есть такие способы. Например, на все выезды надеваем форму спасателей и работаем в ней на месте происшествия. Возвращаемся - снимаем ее и вешаем в шкаф. При этом все неприятные эмоции тоже как бы запираются в шкафу. Вместе с формой снимаем с себя и все отрицательные моменты. Психологи стараются выговориться - так легче убирать стресс. А уходя домой, забываем про работу. Нельзя тащить все проблемы с собой.

    Однако бывают моменты, справиться с которыми достаточно сложно. Очень тяжело выезжать на ЧС с погибшими детьми. Для женщин это зачастую невыносимо. Поэтому на такие происшествия обычно направляют специалиста, не имеющего своих детей, - такому легче.

    Но главное, что помогает психологам пермского МЧС справляться с потоком отрицательных эмоций, - это дружный коллектив. Они всегда помогут друг другу пережить неприятные моменты.

    Комментарий

    Олег Попов, начальник главного управления МЧС РФ по Пермскому краю:

    - Основной задачей специалистов-психологов является сохранение психологического здоровья и профессионального долголетия сотрудников. В сферу их деятельности входит также организация и проведение мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах. Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской. Чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший сохранит психическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до полной ликвидации последствий ЧС. Наши сотрудники успешно справляются со всеми своими заботами. Вопросов к их работе нет.

    Справка "РГ"

    В 2016 году в Прикамье случилось небывалое наводнение и произошел пожар на магистральном газопроводе. При этих бедствиях пострадало 303 человека, сотрудники МЧС спасли 212. Благодаря их умелым действиям никто не погиб.

    Поделиться