Новости

29.12.2016 13:45
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

От Челюскина до Конюхова

В Красноярске создается музей освоения Арктики
Знаменитые первопроходцы высоких широт: Фритьоф Нансен, Руал Амундсен, Николай Урванцев, Георгий Ушаков, Отто Шмидт, Иван Папанин… Легендарные летчики: Михаил Водопьянов, Анатолий Алексеев, Илья Мазурук, Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, чье имя носит некогда пустынный Телячий остров, на котором в начале 1930-х зарождалась наша легендарная полярная авиация… "Память замечательных исследователей красноярского Крайнего Севера должна быть увековечена здесь", - убежден один из инициаторов создания в Красноярске музея освоения Арктики, историк-краевед, подполковник авиации запаса Вячеслав Филиппов.

Вячеслав Викторович, с чего все началось?

Вячеслав Филиппов: С возникшей в 2007-м почти фантастической идеи: перевезти в Красноярск и сделать центром музейной экспозиции овеянный арктической славой самолет С-47 "Дуглас" - один из переданных СССР в 1942-45 годах по ленд-лизу восьми тысяч американских самолетов, который в 1947 году потерпел аварию на Таймыре.

Тогда в 1943-м на фронт машину не отправили, оставили в Енисейской авиагруппе полярной авиации для ледовой разведки. Будущий Герой Советского Союза Михаил Алексеевич Титлов сопровождал на ней караваны судов по Северному морскому пути, за что был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

23 апреля 1947 года двухмоторный "Дуглас" С-47 вылетел в Хатангу. На борту 26 пассажиров, 852 килограмма багажа и четыре члена экипажа: командир Максим Тюриков, второй пилот Сергей Аношко, бортмеханик Виктор Писмарев и бортрадист Алексей Смирнов. Во время полета случилась беда - неисправность двигателя и отказ генератора. В чрезвычайно труднодоступном месте - за две сотни километров до поселка Волочанка - Тюрикову на одном моторе удалось совершить вынужденную посадку. Продукты на борту были, авиационные печки для прогрева двигателей спасали от холода.

Словом, большинству удалось тогда дождаться помощи, которая правда пришла только на 19-й день…

Значит, выжили не все?

Вячеслав Филиппов: Пропали без вести три члена экипажа, включая командира, и шесть пассажиров. По официальной версии, они ушли искать ближайший населенный пункт и не вернулись. Но существует и предположение, которое, впрочем, ни в каких документах не найдете. Дело в том, что эти шестеро пассажиров были заключенными. Их перебрасывали на какой-то участок работ. Что случилось после аварии - неизвестно. Может, зэки попытались устроить бунт, и летчик решил увести их подальше в тундру, якобы на поиски жилья, а на самом деле "от греха подальше"? Так ли это, боюсь, мы уже никогда не узнаем. Поисковым партиям не удалось обнаружить никого. Только в 1953 году охотник нашел останки самого Тюрикова, опознанного по сохранившимся документам в летном планшете и компасу…

Представляете, что это за самолет - настоящий памятник! Я и загорелся: ну, нельзя его оставлять в вечной мерзлоте на погибель. Но чтобы доставить такую махину в Красноярск, почти за две тысячи километров, силы, средства нужны огромные. Как быть? К счастью, проектом заинтересовались в Русском географическом обществе.

Полтора года готовили экспедицию по эвакуации "Дугласа". Дорог к тем местам - никаких. К тому же выяснилось, что самолет лежит на территории заповедника. Следом другой вопрос встал - как разбирать технику? Документации на воздушные суда такого типа, разумеется, не сохранилось, всю информацию пришлось искать буквально по крупицам. Долго подбирали команду специалистов, часть необходимых инструментов выписывали из Америки. При этом нам повезло. Думали, что самолет может оказаться сильно пораженным коррозии так, что придется разрезать. Однако старый самолет будто бы сам стремился, чтобы его поскорее восстановили. Все прошло на удивление легко. Следующий этап - реставрация. А для работы нужен круглогодичный ангар. Надеюсь, оптимальное решение найдется, и "Дуглас" станет центральным экспонатом будущего музея.

В чем, на ваш взгляд, его главное предназначение?

Вячеслав Филиппов: В просветительстве. История освоения Севера у Красноярского края с его мощной инфраструктурой - портом, железной дорогой, прекрасной авиабазой - богатейшая. Именно Красноярск стал в свое время родоначальником полярной авиации. Между тем собственного музея Арктики нет - разве справедливо? Кстати, их и во всей России всего два - в Санкт-Петербурге и Архангельске. А подвиги первопроходцев - потрясающий пример для молодого поколения.

Какие направления ждут посетителей, в том числе юных?

Вячеслав Филиппов: Пока это только планы: хотелось бы чтобы ключевыми стали экспозиция, посвященная Великому Северному пути, залы славы русских путешественников - от легендарного мореплавателя Семена Челюскина до нашего мужественного современника Федора Конюхова. И, конечно, - разделы, рассказывающие о легендарной трассе Аляска-Сибирь, о мужественных защитниках острова Диксон в годы Великой Отечественной. Кстати в 2017 году у Легендарного АЛСИБа юбилей - 75 лет с начала работы по перегонке самолетов на фронт.

В Красноярске многие улицы носят фамилии пилотов-полярников. Однако даже живущих на них мальчишек спросите: "А кто эти именитые люди?" - едва ли ответят. Вот для этого и должен быть создан музей. Не сомневаюсь, героическое прошлое нашего Севера ребят увлечет. На этот счет у нас множество задумок. Например, есть прекрасная мысль организовать зал авиационных симуляторов. При желании и наличии финансов найти списанный авиационный тренажер, довести его до ума и установить в музее несложно. Когда же дети это чудо "распробуют", их отсюда за уши не оттащишь! И специальные компьютерные игры - под заказ - программисты способны разработать. Не стандартные стрелялки, а захватывающие, умные состязания с серьезной исторической составляющей. Допустим, виртуальная реконструкция авиаброска через Северный полюс или знаменитого полета Виктора Галышева, который в 1926 году с посадками и поломками 2504 версты от Красноярска до Туруханска преодолел за 36 дней, проведя в воздухе 20 часов и 30 минут. Пусть подростки пройдут этот маршрут в игровом режиме. Пусть, не отрываясь от монитора, перегонят боевую машину по трассе АлСиб с Аляски на фронт! Уверяю вас, прикоснувшись в увлекательной игре к истории Отечества, они будут в восторге.

Прямая речь

Игорь Спириденко, руководитель экспедиционного центра Русского географического общества в Сибирском федеральном округе:

- Сейчас активно формируется концепция музея. Будущей весной на площадке РГО в Москве проведем ее презентацию. А тем временем наполняется музейный фонд. Специалисты отбирают экспедиционные находки, которые станут выставочными экспонатами. В столице наш замысел горячо поддержало красноярское землячество. Ведем переговоры со спонсорами, прежде всего, с предприятиями Заполярья - один из разделов будет рассказывать о таком глобальном проекте, как промышленное освоение Севера. Практически определились и с дислокацией: склоняемся к острову Молокова. Удобная инфраструктура позволяет расположить некоторые артефакты на реке или просто под открытым небом. Да и генплан этой территории как раз формируется. Работы, конечно, непочатый край. Но мы постараемся, чтобы музей открылся в 2019 году. К началу Всемирной Зимней Универсиады это был бы прекрасный подарок красноярцам и гостям города.

Справка "РГ"

Ленд-лиз - государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам по Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование, лекарства и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Общество История Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Красноярский край
Добавьте RG.RU 
в избранные источники