Солидные театры привычно гордятся "солидными" гастролями, уж если не в лондонах-парижах, то хотя бы в Таиланде каком: без слов, мол, наше искусство понимают, и члены королевской семьи изволили быть и ручкой махать. Наша музкомедия половину нынешнего лета тоже провела на гастролях - Нижний Тагил, Невьянск, Арти, Верхотурье, Серов, Красноуральск и далее по карте Свердловской области. Проехали в общей сложности тридцать тысяч километров, дали 86 спектаклей и концертов в 62 населенных пунктах. Сами смеялись потом, что побывали там, "где не ступала нога артиста". Смешно, конечно, что в наше время глобализации театрам проще доехать до Куала-Лумпур, а вот в Ивделе или на станции Демьянка, которые тоже значились среди пунктов гастрольной географии, многие артистов до сих пор живьем не видели. Жители поселков Приполярного, Хулимсунт, Агириш в Ханты-Мансийском автономном округе, куда, в прямом смысле, только вертолетом можно долететь, были просто потрясены такой культурной интервенцией.
- Там наших артистов даже трогали за руку, так это было удивительно для зрителей, - вспоминает генеральный директор театра Михаил Сафронов.
После спектаклей люди не уходили, говорили добрые слова, угощали принесенными из дома вкусностями. Потрясенная искусством женщина встала и попросила разрешения поцеловать заслуженного артиста Павла Дралова. И Павел был не против, но тут другие зрительницы начали возмущаться, тоже желая поблагодарить артиста.
В театре говорят, что это удивительное лето стало откровением - таким востребованным театр не чувствовал себя ни на одних самых успешных гастролях в столичных городах.
- Мы еще раз убедились, что Свердловская музкомедия - не только сильный и здоровый творческий организм, но и коллектив зрелых людей с ярко выраженной гражданской позицией, - говорит Михаил Сафронов.
О гражданской позиции тружеников "несерьезного" жанра есть повод поговорить отдельно. Среди великого множества сувениров, превративших директорский кабинет в подобие музея, Михаил Вячеславович особенно выделяет скромную розу, сделанную из металла. Ее артистам театра подарили после ноябрьских гастролей в Донецкой Народной Республике. "Городом миллиона роз" в мирные времена называли Донецк, потому что розовых кустов там было в полтора раза больше, чем жителей. Теперь роз мало, не до них. И эта, подаренная, сделана из снаряда.
Программу "Добрый концерт" с участием ведущих артистов театра и группы "Изумруд", показанную в Донецке и Макеевке, готовили специально, включив в нее старые советские песни и мелодии. Зрители аплодировали и улыбались, украдкой смахивая слезы, а с окраин доносилось эхо выстрелов и взрывов.
- Люди поразили нас своим вниманием и добротой! - вспоминает Михаил Сафронов. - И мы не устанем повторять, что аплодисменты и теплые слова в наш адрес - это и есть истинный воздух Донецка, характер его жителей, их любовь к жизни. После возвращения мы особенно чувствуем, что сделали большое и важное дело. На первый взгляд, ничего сверхъестественного - мы выполнили свою привычную работу. Но с какой самоотдачей и любовью! Я горжусь душевными качествами наших ребят, которые так ярко проявились в этой поездке. Мы рады, что смогли поддержать наших собратьев. Несмотря ни на что, мы вместе. Ведь земля у нас одна, радость одна. И горе, уж если оно случилось, тоже одно на всех.
"Доброй весточкой от великой страны - России" назвали эти гастроли жители Донецкой Народной Республики. Такие весточки поддерживают веру в то, что на улицы Донецка вернется мирная жизнь. И живые розы.
"Лабораторией советской оперетты" называли нашу музкомедию во времена СССР. Страна изменилась, а театр верен себе, только теперь его называют "лабораторией российского мюзикла", потому что в каждом сезоне у нас мировая премьера, многие композиторы по-прежнему свердловчанам первым отдают свои произведения. Вот и громкая предновогодняя премьера - мюзикл "Декабристы" - тоже эксперимент довольно дерзкий. Спеть со сцены о долге и патриотизме, о праве на убийство и нравственном выборе, о самодержавии и гражданском мужестве решится не каждый. Только отважный и уверенный в своем выборе. А что получилось - судить, как всегда, зрителю. Театр не боится ни язвительных рецензий критиков, уже успевших налепить ярлычок "театр музыкальной трагедии", ни разговора с "простыми зрителями" из зала, периодически заглядывающими в кабинет директора, чтобы темпераментно высказать свое мнение. Не бояться ни разных мнений, ни опасной работы, ни неизбежной рутины - это, как вы уже поняли, позиция театра.
В 2014 году он первым поехал в Крым с большими гастролями - и вот уже два года без фанфар приглашает к себе на специальные семинары и мастер-классы талантливых артистов из Севастополя, Симферополя и Донецка. Выпустив неоднозначный спектакль по пьесе Гарсия Лорки "Дом Бернарды Альбы", организовал его интернет-трансляцию, а потом онлайн-обсуждение, в котором участвуют зрители из сорока двух (!) стран. И в этом сезоне ожидается постановка оперетты "Микадо": в России к ней обращался только Станиславский, а после него никто не решился.
Ну как тут не вспомнить еще одну характеристику, данную нашей музкомедии остроумцами, - "театр быстрого реагирования". Это комплимент, однозначно. Если театр живой и настоящий, он не может не реагировать на то, что происходит в стране, в искусстве, с его зрителями. Да, это непросто, а порой и опасно, да, в тихом болоте жить спокойнее. Но ведь мы же про живой театр говорим - про Свердловский академический театр музыкальной комедии.
В начале декабря артисты театра улетели в Сирию. Уговаривать никого не пришлось. Надежда Басаргина, Галина Петрова, Лариса Емельянова, Ирина Цыбина, Владимир Смолин, Александр Потапов, Ярослава Прокофьева, Анастасия Ермолаева, артисты балета и "Эксцентрик-балета Сергея Смирнова", музыканты группы "Изумруд" исполнили номера из знаменитых оперетт.
- Ваши концерты на российских базах в Сирии произвели огромное впечатление! - говорит начальник дома офицеров ЦВО полковник Станислав Довгалюк. - И если оценивать их по пятибалльной системе, то можно смело поставить пятнадцать! То, что вы совершили, - гражданский поступок.
- Зачем вам это надо? - спрашиваю у директора театра и заранее сжимаюсь, представляя, как он будет подбирать дежурные слова о долге. Но Михаил Вячеславович искренен:
- Ребятам, которые там, это нужно. Мы там нужны. Возможно, им это важнее, чем кусок хлеба. Там все чужое, опасное, непонятное. Но они понимают, за что сражаются. А мы здесь - не понимаем. Но если мы терроризм не победим, то… У меня такое ощущение, что мы им будто снаряды подносили.
И вместе со всей страной театр пережил катастрофу летевшего в Сирию самолета Минобороны. Пережил особенно остро, потому что погибли такие же артисты, погибли при выполнении служебного долга. Соболезнование семьям погибших сразу же появилось на сайте театра:
- Мужества и сил справиться с горем - каждому, кого коснулась эта трагедия. Пусть все и всегда возвращаются домой живыми и здоровыми, пусть никто не теряет любимых, пусть не погибают артисты… Что мы сейчас чувствуем, оглядываясь назад, - не передать словами. И сегодня нам хочется еще раз сказать каждому в нашем Театральном Доме - как хорошо, что мы вместе...
И в самом деле, понимание приходит только с личным опытом. А пустые слова уходят.