Каковы главные итоги уходящего года в экономике?
Евгений Куйвашев: Уральские промышленники сумели перегруппироваться и найти новые рынки сбыта. Мы сейчас реально выходим на тот уровень роста промышленного производства, который планировали еще два года назад. Объем выпущенной и отгруженной продукции уже по данным на ноябрь превысил 1,6 триллиона рублей, что на четыре процента больше, чем за тот же период прошлого года. Рассчитываем, что и в 2017-м рост продолжится.
Рассчитываем небезосновательно. Правительство региона приняло ряд решений, которые будут помогать двигаться вперед бизнесу - как большому, так и малому. В частности, создали Фонд развития промышленности. Работают и другие инструменты. В частности, члены регионального правительства успешно продвигают на федеральном уровне наиболее значимые инвестпроекты: по итогам года из российского Фонда поддержки промышленности мы получили около трех миллиардов рублей. У нас есть еще более 70 проектов, с которыми мы также планируем подавать заявки на поддержку.
В этом году серьезная перегруппировка произошла и в самой структуре областной власти: впервые за последние десятилетия губернатор возглавил правительство. Почему вы приняли такое решение?
Евгений Куйвашев: Во-первых, взял на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения. Во-вторых, упростил архитектуру власти: скоординирована деятельность аппарата правительства и администрации губернатора. Все бразды правления сейчас в одном кулаке. Это дает возможность более мобильно воплощать принятые решения. Скрывать не буду, работа в новом формате стала напряженнее. Но уже очевидно, что сроки от момента принятия решения до его реализации сократились. Мы будем и дальше двигаться по пути оптимизации и повышения эффективности работы власти. Сейчас договариваемся с муниципалитетами, чтобы каждый, как уже сделала область, принял стратегию развития до 2030 года.
Любая стратегия предполагает привлечение частных инвестиций и дополнительных вливаний из вышестоящего бюджета. Что должен сделать для этого муниципалитет?
Евгений Куйвашев: Доказать, что способен реализовать стратегию. К примеру, в Новоуральске проведена большая работа по подготовке заявки на получение статуса территории опережающего развития (ТОР). Мы планы поддерживаем, но решение вопроса в компетенции правительства РФ. Я думаю, прежде чем выносить какой-либо вердикт, там будут ориентироваться не только на заявку, но и на реальные достижения первой на Урале территории, уже получившей в этом году статус ТОР - Краснотурьинска. Мы сначала должны показать свои возможности, историю успеха реализации одного проекта - и правительство, уверен, пойдет навстречу. На мой взгляд, шансы у Новоуральска высокие: прекрасная производственная база, квалифицированные кадры. Это обеспечивает ему преимущество перед другими моногородами.
А у другого значимого проекта - особой экономической зоны "Титановая долина" - есть шанс написать в итоге историю успеха?
Евгений Куйвашев: Безусловно. Мы недавно подписали с Boeing соглашение, по которому даже в условиях санкций корпорация начнет строительство завода в "Титановой долине". Этот проект позволит почти в два раза увеличить выпуск изделий из спецсплава титана. Предполагаемый объем инвестиций - более пяти миллиардов рублей. Это значит, что появятся дополнительные деньги на обновление уже действующего производства, новый стимул развития получит эта наукоемкая отрасль.
По понятным причинам за два предыдущих года Средний Урал немного снизил показатели привлечения инвестиций. Но сейчас нам удалось поправиться - область входит в первую десятку среди субъектов РФ. Стартовавших за год проектов не перечесть. Самое главное: на Урале сложился кластерный подход к их продвижению. Возьмите любой и увидите, что на выпуск продукта работает не только промышленный гигант, но и сотни предприятий малого и среднего бизнеса. К примеру, "Уральские локомотивы": в кооперации почти 400 небольших компаний. Или УГМК-Холдинг, у которого порядка 800 сопутствующих предприятий МСБ. А у Уралвагонзавода их вообще около тысячи. Кластерный подход - это и есть путь к успеху.
На Урале широко используется принцип привлечения частных компаний в государственные проекты. Вот и вторую ветку метро в Екатеринбурге вы предлагаете строить в складчину. Как вы думаете, бизнес готов вложиться в подземку?
Евгений Куйвашев: Ориентировочно на вторую ветку необходимо порядка 40 миллиардов рублей. Мы ведем переговоры и с банками, и с потенциальными инвесторами. Облигационный заем тоже не исключен, мы просчитываем и эту финансовую модель. Вместе с тем хотелось бы, чтобы инвестор вложил деньги не просто для того, чтобы получать в будущем проценты и считать прибыль. Нам интересно, чтобы бизнес взял на себя ответственность управления. Это ключевая задача, над которой мы сейчас работаем.
В этом году на Урале запущен еще и ряд особых проектов - это государственно-частное партнерство в социальной сфере. Почему бизнес вкладывается в них, даже не предполагая никакой материальной выгоды?
Евгений Куйвашев: Вопрос риторический. Развиваться должно не только производство, но и территория, где расположено предприятие. У нас действительно стартовало несколько масштабных проектов, очень значимых для области. Один из них - поддержка хоккея, в том числе детского. С руководством УГМК мы подписали соглашение, предусматривающее серьезные вложения - 350 миллионов рублей - в строительство ледовых арен по всей области. Более ста площадок должно появиться, из них 20 крытых кортов с искусственным льдом. Для начала - в городах присутствия компании, затем круг расширится. Кроме того, глава УГМК Андрей Козицын принял решение стать президентом хоккейного клуба "Автомобилист". С будущего года бюджетные средства на содержание клуба выделяться не будут, финансирование команды - на плечах металлургов.
Хоккей - один из любимейших на Урале видов спорта, и мы намерены его развивать. В Екатеринбурге в микрорайоне Солнечном к 2020 году также на основе софинансирования построим не просто новую ледовую арену, а школу-интернат для юных хоккеистов. Первый камень в ее основание заложили буквально на днях.
Другой социально востребованный проект - создание медицинского кластера в Академическом микрорайоне Екатеринбурга. Там будет построено несколько медицинских клиник, научно-исследовательских центров, жилье для медработников. Проект будет воплощаться совместно с компанией "Ренова".
В Екатеринбурге идет активная подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. В строительство спортивных объектов вкладываются немалые средства, уже продумывалось, как в дальнейшем использовать наследие чемпионата?
Евгений Куйвашев: Это однозначно плюс для развития Екатеринбурга - прежде всего, конечно, создание новой дорожно-транспортной инфраструктуры. Такой глобальной перестройки улиц в городе еще не было. В следующем году мы обязательно пробьем на запад проспект Ленина - и в центре будет совершенно другая транспортная ситуация.
Относительно спортивных объектов: построенные к чемпионату тренировочные базы перейдут в распоряжение спортшкол, так, СКБ-Арена будет отдана Академии футбола, там станут тренироваться ребятишки.
Что же касается главной арены игр - бывшего Центрального стадиона, здесь возможны варианты. Для обеспечения требуемого ФИФА количества зрительских мест на стадионе помимо основных предусмотрены дополнительные трибуны. Мы, конечно, постараемся сделать все, чтобы они заполнялись и после мундиаля. Я рассчитываю, что наша команда "Урал" после проведения на родине игр чемпионата мира вдохновится, может, и на турниры еврокубков пробьется! Ну а если дополнительные трибуны окажутся не востребованы, мы их разберем и передадим в те муниципалитеты, где они нужны. Созданное богатство не пропадет.
В канун Нового года принято делать прогнозы. На ваш взгляд, каковы перспективы, в том числе и возможные сложности? Учитывая, что следующий год для вас особенный - в Свердловской области предстоят выборы губернатора…
Евгений Куйвашев: Да, год будет насыщенным, предстоит выбирать не только губернатора, но и представительные органы в 49 муниципалитетах. Что касается лично меня, я не раз говорил, что при принятии решения об участии в выборах определяющим станет доверие президента страны.
В экономической сфере главные риски сосредоточены вокруг мировых сырьевых рынков. Пока ситуация для Уральского региона, торгующего черными и цветными металлами, довольно благоприятная. А изменится - не критично, потребуется только больше усилий как от бизнеса, так и от власти.
Со всеми задачами мы справимся. Ведь есть работоспособные команды - в правительстве региона, городах, отраслевых союзах, на предприятиях. Поэтому особых проблем я не предвижу.