Южный Урал станет пилотным регионом по экологическому нормированию

С инициативой оценить совокупное воздействие всех источников загрязнения воздуха, а не руководствоваться нормативами выбросов для отдельных предприятий выступил на Госсовете губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Заседание, в подготовке которого он участвовал, было посвящено экологическому развитию России в интересах будущих поколений.

Прежние устаревшие подходы к экологическому мониторингу в промышленных городах предлагается заменить  принципами "зеленой экономики", которая не ставит самоцелью рост валового внутреннего продукта. Ее приоритет - сохранение природного потенциала и экологических благ пропорционально развитию промышленного комплекса.

"У человечества есть пассивы - это наши природные ресурсы, наш природный капитал. И есть активы - человеческий капитал. Наша задача - "перевести" пассивы в активы с минимальными потерями. То есть, использовать природные ресурсы для наращивания человеческого капитала", - говорится в докладе губернатора.

Южный Урал призван стать пилотным регионом, где будет внедряться новая система нормирования выбросов в атмосферу, которую впоследствии планируется распространить и на другие субъекты РФ. В настоящее время промпредприятия получают разрешения на выбросы исходя из производственных мощностей, без учета соседства других источников загрязнения. В  результате такого подхода на территории завода все показатели в норме, а во дворе дома, расположенного вблизи нескольких предприятий, буквально нечем дышать.

Замеры содержания вредных веществ в воздухе необходимо проводить как вблизи цехов, так и на детских площадках во дворах. А нормы загрязнения воздуха установить для города в целом, а не для отдельных компаний. Чтобы избежать "экологических достижений только на бумаге", в отчетах, предлагается рассчитывать допустимый объем выбросов для предприятий с учетом всевозможных источников загрязнения, в том числе выхлопов автомобилей, определив для транспортных потоков допустимую квоту.

Ответственность за ее соблюдение ляжет на муниципалитеты и региональные власти. Инструменты влияния на ситуацию - формирование стратегий развития общественного транспорта, переход на экологически безопасные транспортные средства, современные градостроительные решения. Эффективность работы можно будет оценить по снижению концентрации вредных веществ в воздухе жилых зон.

Экологическая проблема остро стоит для многих муниципалитетов промышленного региона: более 63 процентов населения Челябинской области проживает вблизи предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, машиностроения, горнодобывающей промышленности. По данным министерства экологии Челябинской области, общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников в прошлом году составил более 940 тысяч тонн. В воздухе промышленных городов специалисты выявляли наличие формальдегида, диоксида азота, фторида водорода, фенола, бензапирена. В прежние годы для основных загрязнителей устанавливались сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов. В результате, если в 2012 году в регионе насчитывалось 37 предприятий, имеющих источники сверхнормативных выбросов, то в начале этого года - ни одного. Следовательно, у южноуральских заводов больше нет никаких обязательств по снижению выбросов, и мотивировать их к переходу на "зеленую экономику" стало значительно сложнее.

Экологическая проблема остро стоит для многих муниципалитетов Челябинской области: более 63 процентов населения проживает вблизи предприятий

Несмотря на планомерное сокращение общего объема выбросов, чистота атмосферного воздуха в промышленных городах Челябинской области по-прежнему оставляет желать лучшего. В Челябинске индекс загрязнения атмосферы на протяжении нескольких лет характеризуется как высокий или очень высокий, и только в этом году, по данным Челябгидрометцентра, ожидается снижение показателя до семи единиц (высокий уровень варьируется от 7 до 13). Отметим, что в 1992 году этот индекс достигал отметки 40.

В этом году в промышленных городах области специалисты выявляли максимальные превышения предельно допустимых среднесуточных концентраций по целому ряду опасных для здоровья соединений. Однако надзорные органы по результатам проверок не могли применить санкции, направленные на принуждение предприятий к выполнению дополнительных мероприятий по сокращению выбросов, из-за отсутствия юридической чистоты данных о загрязнении атмосферного воздуха на прилегающей территории, в городских дворах.

В случае дополнения системы нормирования выбросов сводными расчетами вопрос с правовой точки зрения будет решен. На Госсовете было предложено включить в законодательные и нормативно-правовые акты такие инструменты как сводный расчет загрязнения, квоты концентрации загрязняющих веществ, мониторинг в жилых зонах.

Челябинская область уже сегодня поэтапно переходит на новые экологические принципы: на средства областного бюджета приобретен программный комплекс для сводных расчетов загрязнения атмосферы, создана электронная база данных источников, выброс которых составляет не менее 80 процентов от общего количества загрязняющих веществ на территории. С ноября этого года исследуются автотранспортные потоки на 23 магистралях областного центра. Результаты мониторинга будут обнародованы в октябре 2017 года.

Отметим, что создание и ведение системы сводных расчетов в Челябинской области включено в план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Комментарий

Борис Дубровский, губернатор Челябинской области:

- После 2000 года практически не наблюдается ощутимого снижения загрязнений атмосферы промышленных городов. Это говорит о том, что мы исчерпали возможности действующей модели управления качеством атмосферного воздуха и нужно искать новые инструменты. Предлагается проводить сводный расчет предельно допустимых выбросов и на его основании определять допустимый вклад каждого источника в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне. Этот вклад, квота станет основой для принятия предприятиями конкретных экологических программ и технологических решений. Их результатом должен стать более высокий темп уменьшения загрязнения в городской черте.