01.01.2017 11:31
    Поделиться

    Григорий Потоцкий: Вере в Деда Мороза нужна сказка со счастливым концом

    Даже те, кто не верят в Деда Мороза, признают, что он родился более 2000 тысяч лет назад. Финны уверены, что в Лапландии, русские - в Великом Устюге, турки - в антальийском городке Дэмре, а европейцы доказывают, Санта-Клаус родом из итальянского Бари. Лишь однажды мир почти договорился о родине Деда Мороза. Что из этого получилось, в интервью "Российской газете" рассказывает скульптор и автор первого в мире памятника деду Морозу Григорий Потоцкий.

    Григорий Викторович, помните 1999-й год, когда вы придумали первый в мире памятник Деду Морозу?

    - Как не помнить. Я тогда получил на Новый год заветную мечту в подарок. Можно сказать, был свидетелем реинкарнации сказки. Сам не верил тому, что происходило: в Турции в городке Дэмре на главной его площади встал мой памятник Деду Морозу. Почему там? Это местечко между античными Фитией и Антальей. Там родился, жил и проповедовал святой Николай-Чудотворец - Санта-Клаус, Дед Мороз или Ноэль Бабай, как его называют на северо-западе Турции. Поэтому памятник ему я увидел так - лик святого, за плечами, которого, возвышается земной шар. Так он и встал в Дэмре.

    С высоты 2017 года, когда этот памятник уже давно убрали и снова Деда Мороза объявили "чужим", что тогда в 1999-м с миром случилось?

    - Вспомните, это был канун миллениума. На стыке тысячелетий теологические споры и настороженное отношение к Деду Морозу как к языческому божеству или волшебнику, противоречившему христианству, заканчивались даже не компромиссом - победой гуманизма. Деда Мороза или Санта-Клауса признали явлением культурной традиции христианства, которую подхватили и мусульмане, и буддисты, и все желающие. А прототип общечеловеческого Деда Мороза - святой Николай. В IV веке он был епископом городка Миры в византийской Ликии. Это он положил начало веры в чудеса через добрые дела. Я сам тогда порхал от счастья как волшебник.

    Памятник вы установили в 1999-м, а в 2003 году власти Турции распорядились его демонтировать. Теперь, когда остыли страсти, как думаете, почему его убрали?

    - Думаю, не пришло время принимать историю цивилизации такой, какая она есть. Это время все еще приближается. С тех пор, когда на развалинах ликийской Миры вырос турецкий Дэмре, он, как большевики в СССР, французские якобинцы или американцы эпохи переселения и гражданской войны, тоже считал, что история начинается с него. Дэмрэ, впрочем, как и христиане и мусульмане, долго не принимал традиции веры в чудо Деда Мороза. И вот в 1999-м мусульмане начали разбираться, как им именовать своего Деда Мороза - "дедушка Рамадан" или "Дед Насреддин"? Благодарные католики и православные, видя, как робко пускают корни идеи толерантности, почти отказались от заявления, будто святой Николай родился в итальянском городке Бари. Правда, сохранили за собой право на хранение мощей святого, где они, в базилике святого Николая, хранятся и поныне.

    Все складывалось как в сказке со счастливым концом. Вот только простоял памятник, с точки зрения истории, миг. В 2001 году Анкара обратилась в Ватикан с просьбой о перенесении мощей святого Николая-Угодника из итальянского Бари в турецкий Дэмре. Стремление Турции овладеть мощами святого Николая, легко догадаться, продиктовано выгодой: по расчетам специалистов туристической индустрии, святыня способна приносить несколько миллионов валютных доходов в год.

    Так в чудо сотворения сказки вмешались бизнес и политика. Ватикан, ссылаясь на вековую практику упокоения мощей, отказал Анкаре. А когда в 2003 году к власти в Турции пришла ныне правящая

    Партия справедливости и развития, ее функционеры потеряли веру уговорить Ватикан, и велели памятник убрать. На его месте вместо Николая Угодника встала как карикатура ярко-красная пластиковая кукла, типа Деда Мороза или Санта-Клауса.

    Христиане назвали этот жест "глумлением над христианским святым", а реакцией на него, или одной из причин "войны карикатур" стало появление в европейских СМИ карикатур на пророка Мухаммеда.

    - Надо быть честными. Как компромисс Анкара продемонстрировала добрую волю: памятник святому Николаю вновь поставили, но в укромном уголке полуразрушенного храма. В нем в древности проповедовал святой. Я там недавно был. Надо признать, что половина храма, вместе с ней и памятник, накрыты непрозрачной пленкой. Храм на реставрации, как и человеческая проверка на толерантность или терпимость, кому как нравится.

    Как вы к такой реставрации относитесь?

    - Стараюсь философски. История ведь развивается по спирали. Ну, не хватило людям понимания того, что памятники, которые символизируют уважение к чужим культурным ценностям, это еще и памятники уважения к себе. Ну не хватило концентрации добра на данном отрезке истории определенным людям. Ну и что? Значит, вере в чудо Деда Мороза нужна сказка со счастливым концом. Нам часто его не хватает. Каждый из нас хоть раз, но задавал себе вопрос - почему мы так трудно живем? Я неожиданно для себя нашел свой ответ - потому, что так проще. И еще потому, что люди перестали быть добрыми. Ни государственное устройство, ни власти, ни суровый климат не оправдывают того, что мы перестали быть добрыми. Понимаете? Если добро поискать внутри себя, рано или поздно его станет больше вокруг.

    Вы знаете о том, что в центре Дэмре на месте вашего памятника около года назад установлен новый - уже "турецкому Деду Морозу", он раздает  детям Коран. Так Турция пытается разрешить мучительную для ее элит дилемму - как совместить доходный туристический бизнес в древнем христианском крае и исламские ценности?

    - Это лишь подтверждает мое предположение о том, что вместе с демонтированным памятником Деду Морозу-Санта-Клаусу на реставрацию ушла и идея всеобщей толерантности. А вы знаете, о том, что скандинавы вернулись к идее объявления родиной Санта-Клауса Лапландии? Католическая Европа справедливо, но назидательно подчеркивает, что образ Деда Мороза, появился в России совсем недавно, в конце XIX- начале XX веков, а его прототипом сначала был все же не святой Николай, а западноевропейский волшебник Санта-Клаус. Нам тут нечего стыдиться, просто надо признать полезное заимствование.

    Кстати, с 2004 года Россия день рождения Деда Мороза отмечает 18 ноября. Его официальной резиденцией стал Великий Устюг. В той же Турции Баба Ноэль дарит подарки детям и творит чудеса только на северо-западе страны. Близкие к турецким проблемы национального самосознания за счет использования образа Волшебника решают и новые суверенные государства. Так казахстанский и киргизский Деды Морозы стали Кыш Бабаями, в Саха-Якутии - Чисханом, на Украине - Дядо Коледа, в Южном Судане - Папа Вуду, а в Эритрее - Соо Салехом.

    Получается, что цивилизационные заморозки сковали и концепцию всеобщего новогоднего волшебства, Дедов Морозов разобрали по суверенным квартирам, в 1999 году мир был в миге от чуда - Дед Мороз мог бы стать общечеловеческим?

    - Я жду нового чуда. И оно опять случается, просто мы невнимательные. Не видим. Вот недавно я был ы Великом Устюге. И хочу сказать, что настоящим Дедам Морозам ни жарко и ни холодно от земных споров людей и от их растаскивании истории по своим квартирам. Туда, в Великий Устюг каждый год 18 ноября в день рождения Николая-Чудотворца съезжаются поздравить сказочного именинника его многочисленные братья - Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан из Якутии, карельский Паккайне, Микулаш из Чехии, Кыш Бабай из Казахстана и Киргизии. Что-то мне подсказывает, что когда-нибудь дождется Великий Устюг и Баба Ноэля из Дэмре, и дедушку Рамадана, и Деда Насреддина. Или сам к ним поедет. Ведь дала миру история шанс в 1999-м. Почему этот миг не повторить, чтобы, наконец, понять и принять то, что все и так знают: мир, как и Дед Мороз, един.

    Поделиться