"Капричос". Гойя и Дали, ГМИИ им.А.С.Пушкина, 24 января - 12 марта
У ГМИИ им. А. С. Пушкина по традиции большие выставочные планы на 2017 год: будут и Александр Тышлер, и Эгон Шиле, и Густав Климт из венского Музея Альбертина, и Хаим Сутин - ему будут посвящены "Декабрьские вечера" ровно через год. Из ближайшего - "Капричос. Гойя и Дали". Выставка стартует 24 января. Она посвящена одноименным графическим циклам Франсиско Гойи и Сальвадора Дали - выдающихся испанских художников разных эпох. Цикл "Капричос", созданный Гойей, относится к последнему десятилетию XVIII века, сложному для Испании революционному времени, а офорты, выполненные Дали, принадлежат эстетике ХХ века.
К 1799 году Гойя создал серию гравюр "Капричос", включавшую 80 листов. Это авторские отпечатки, снабженные комментариями, посвященными обличению человеческих пороков, религиозных предрассудков и общественных заблуждений. В их числе такие работы как: "Сон разума рождает чудовищ", "Любовь и смерть", "Тут ничего нельзя было поделать", "А не умнее ли ученик?", а также лист "Франсиско Гойя-и-Лусьентес, художник".
Творчество Гойи оказало сильное влияние на европейское искусство XIX и ХХ веков. В 1977 году Сальвадор Дали (1904-1989) представил свой вариант серии "Капричос", взяв за основу офорты Гойи и дополнив их в свойственной ему манере сюрреалистическими видениями и сделав их цветными. Дали не только дал композициям новые названия, но и наполнил многие из них иным смыслом.
"Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", Одностолпная палата Патриаршего дворца, 3 марта - 4 июня
На выставке будут представлены драгоценности и священные реликвии эпохи правления Людовика IX Святого (1214-1270) - одного из самых знаменитых французских королей. Людовик IX не был похож на своих предшественников, его считали идеальным монархом Средневековья. Он был образцовым христианином, отважным рыцарем, дважды собирался освобождать Иерусалим. Поговаривают, что молодой Людовик назначал особые дни приема простых граждан. После обедни он выходил из дворца в королевский двор, садился под любимым дубом и принимал всех желающих. Он внимательно выслушивал каждого и выносил свое решение, которое уже никто не осмеливался оспорить. Безусловно, во время его правления создалась идеальная атмосфера для развития искусств и архитектуры: Людовик им всячески покровительствовал. Он усердно воздвигал храмы: собор в Реймсе, церковь Сент-Шапель в Париже, монастырь Ройомон. Перед посетителями предстанет кусочек средневековой Франции. На выставку привезут красочные витражи Сент-Шапель (Святой Капеллы) в Париже, готические скульптуры, произведения ювелирного искусства и миниатюры XIII века. Выставка будет организована совместно с Центром Национальных Памятников.
"Энди Уорхол. Вымирающие виды", Государственный Дарвиновский музей, 18 марта - 28 мая
В марте 2017 года в Дарвиновском музее неожиданно покажут произведения короля поп-арта - Энди Уорхола. Вот уж точно музей идет в ногу со временем: все пространства интерактивны, а теперь еще и поп-арт. Там откроется выставка "Энди Уорхол. Вымирающие виды". Посетители увидят серию из 10 портретов редких животных. В Москве их увидят впервые.
Серия шелкографий "Вымирающие виды" была создана королем поп-арта в 1983 году по просьбе друзей, защитников диких животных Рональда и Фрейды Фельдман. Она включает портреты амурского тигра, африканского слона, орангутана, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш и бабочки.
С "Вымирающими видами" связана одна из самых нашумевших краж XXI века. В 2015 году в Лос-Анджелесе 3 работы этой серии, а также 6 картин из серии "Десять знаменитых евреев XX века" общей стоимостью около 350 тысяч долларов были похищены злоумышленниками. Часть драгоценной пропажи удалось вернуть.
Для серии художнику пришлось изобретать особую манеру. Уорхол выбирал наиболее вдохновляющие фотографии редких животных, а затем экспериментировал с цветом, накладывая его на бумагу через специальные сетчатые трафареты, слой за слоем. Глубокие яркие цвета и их неожиданные сочетания, а также крупный формат - способ привлечь внимание зрителей к проблеме опасности, которая грозит изображенным животным.
"До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918-1930", Еврейский музей, 29 марта - 28 мая
Это продолжение проекта Центра авангарда музея, посвященного отечественному искусству начала ХХ века из собраний региональных музеев. Первая часть хронологически охватывала период от становления авангарда в середине 1900-х годов до 1918 года. Вторая часть посвящена следующему десятилетию (1918 - 1930-е годы). Для выставки были отобраны 100 произведений как признанных авангардистов - Василия Кандинского, Михаила Матюшина, Александра Родченко, Любови Поповой, Ильи Чашника, Ивана Клюна, Александра Лабаса, Роберта Фалька, Густава Клуциса, так и менее известных художников, сделавших значимый вклад в развитие авангардного искусства. Вот уж точно: авангардом могут похвастать не только столичные музеи. Благодаря проекту отдела ИЗО Наркомпроса по формированию "Музеев живописной культуры", который был инициирован в 1918 году Василием Кандинским и продолжен Александром Родченко, в региональных музеях оказались эти шедевры. Специальная комиссия на протяжении нескольких лет закупала работы художников-авангардистов и распределяла произведения в те города, где были художественные училища. С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России. К сожалению, позднее план был отвергнут. А работы в 19 городах, в том числе в Архангельске, Астрахани, Ельце, Иванове, Кирове, Омске, Ярославле, остались.
"Зинаида Серебрякова", Третьяковская галерея, Инженерный корпус, 4 апреля - 30 июля
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12
В истории русской живописи женщины становились известными лишь на холстах. Это сейчас женщина-художник - явление привычное, но так было не всегда. Читая биографию Зинаиды Серебряковой трудно представить иной путь для маленькой Зины. Иначе и быть не могло: ее дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа, в молодости была художником-графиком. В 2017 году исполнится 50 лет со дня смерти Зинаиды Серебряковой (1884-1967). Грядущая ретроспектива в Третьяковке - наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет, делающий акцент на наиболее плодотворном русском периоде творчества художницы.
Особое место в экспозиции уделено портретным работам - главному жанру в творчестве Серебряковой. В отдельные разделы выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве и серия картин, раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.
Работы парижского периода были отобраны во французских коллекциях, эти произведения увидят в России впервые. Также впервые московскому зрителю будут представлены декоративные панно виллы Броуэра, долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны.
Эту выставку Третьяковка будет делать совместно с Русским музеем, Музеем семьи Бенуа в Петергофе, Фондом Зинаиды Серебряковой и другими.
"Антонио Гауди. Барселона", Московский музей современного искусства, 23 мая - 10 сентября
ММСИ представит большой проект, посвященный одному из самых необычных архитекторов конца XIX столетия Антонио Гауди. "Вечный ребенок", - так называли Гауди его современники. "Гауди - это наше все", - говорят сегодня барселонцы. Нет ни одной фигуры в каталонской культуре, которую можно было бы поставить рядом с этим гигантом, словно вышедшим из эпохи Возрождения. В экспозицию войдут 150 работ, в том числе чертежи и макеты студенческой поры, планы строительства самого грандиозного сооружения Гауди - так и недостроенного собора "Саграда де Фамилья". Также гости выставки узнают, как создавались другие шедевры - дворец Гуэля, Дом Кальвет, Дом Бальо и Дом Мила, более известный как Ла Педрера. Отдельный раздел посвящен заказчикам Гауди, в частности каталонскому политику и промышленнику Эусеби Гуэелю.
В одном из разделов посетителям расскажут об Антонио Гауди - дизайнере мебели. Находчивый архитектор адаптировал ее под особенности человеческого тела, так чтобы она могла быть максимально удобной и функциональной.
Еще одна любопытная составляющая проекта - коллекция из 20 крупноформатных фотографий (автор Адольф Мас) из архива Каталонского колледжа архитектуры, которые были впервые показаны в 1927 году на выставке, случившейся через год после смерти Антонио Гауди. Завершит экспозицию короткометражная кинолента из Испанского архива кино, рассказывающая об открытии выставки "Дали и Гауди" в парке Гуэль.
"Марина Цветаева и Сергей Эфрон...", Государственный литературный музей, 3 октября - 14 декабря
Выставка является частью совместного проекта Дома-музея Марины Цветаевой и Государственного литературного музея, приуроченного к 125-летию М. Цветаевой. Выставка "Марина Цветаева и Сергей Эфрон: любовь, история, судьба" продолжает цикл выставок ГЛМ "Четыре юбилея великих поэтов": ранее уже были представлены масштабные и резонансные экспозиции, посвященные Пастернаку, Мандельштаму и Ахматовой.
Юбилейная выставка приглашает посетителей в своеобразный, неповторимый мир, который создала Цветаева в своем творчестве. Акцент будет сделан на взаимоотношениях Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Мы увидим их жизнь от начала - в Коктебеле - до гибели в Советской России в 1941 году. Будет представлен исторический контекст их жизни и творчества. Ближний круг: друзья, поэты и писатели.
В фондах музея сохранились уникальные вещи поэта, последний раз они выставлялись на ее столетие в ГМИИ имени Пушкина, но все вместе никогда не были показаны на выставках Литмузея. Будут представлены прижизненные книги, журналы, в которых она публиковалась, рукописи, записные книжки и многое другое. Запланированы вечера, кинопоказы, лекции и совместные с Домом-музеем Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке экскурсии.