Любитель музыкальной классики сразу поймет, что сюжет картины сконцентрирован вокруг судьбы Джанго Рейнхардта, одного из наиболее выдающихся мастеров европейского джаза, композитора и гитариста, "отца-основателя" так называемого "цыганского свинга". Его музыка широко известна не только по культовым записям, но и по саундтрекам таких фильмов, как "Авиатор", "Матрица". А в "Сладком и гадком" Вуди Аллена Шон Пенн играл гитариста, чьим кумиром был Джанго Рейнхардт.
Цыганская семья, где вырос музыкант, кочевала по Европе - из Бельгии в Италию, Францию, Алжир, на Корсику, пока не осела на окраине Парижа, где мастерила плетеную мебель и играла на скрипках и банджо. Это искусство будущий виртуоз впитал с раннего детства, о нем ходили легенды - рассказывали, в частности, как он мог на спор сыграть по памяти сразу с десяток никогда ранее не слышанных, но на лету схваченных мелодий. Музыка его и кормила первые годы, пока во время пожара он не покалечил руку - казалось, навсегда. Спасло упорство и желание играть - он разработал свою исполнительскую технику, позволившую минимально задействовать левую изуродованную руку и обходиться только двумя уцелевшими пальцами. Вскоре он стал одним из организаторов популярного парижского ансамбля Quintette du Hot Club de France - джаза, состоящего только из струнных.
Фильм Этьена Комара берет только одну главу драматичной жизни музыканта: годы немецкой оккупации Парижа, когда наци начали планомерное уничтожение евреев, цыган и других представителей "неполноценных народов". Официальный Берлин также не признавал джаз, как музыку чернокожих - тоже далеких от "арийского идеала". Таким образом, любой джазовый концерт в оккупированной Франции становился вызовом "новому режиму" - и уж тем более в жанре "цыганского джаза". Как удалось Джанго в этих условиях не только выжить и сохранить семью, но и активно концертировать - об этом фильм.
В роли музыканта-виртуоза Реда Катеб ("Пророк", "Северный вокзал"). Его партнеры по фильму Сесиль де Франс ("Мальчик с велосипедом", "Русские куклы"), немецкие актеры Ульрих Брандхофф и Алекс Брендемюль. Мелодии Джанго записаны для фильма голландской джазовой группой "Трио Розенберга".
Берлинале откроется 9 февраля. Председатель жюри главного конкурса - Пол Верховен.