06.01.2017 12:54
    Поделиться

    Чем известен самолет-носитель "Атлант"

    35 лет назад состоялся первый полет уникального самолета-носителя ВМ-Т "Атлант" (3М-Т) с грузом на фюзеляже.

    Это был единственный в своем роде тяжелый транспортный самолет. Когда появился советский космический "челнок" "Буран" и ракета-носитель "Энергия", срочно потребовался воздушный "грузовик", способный перевозить отдельные большие блоки на космодром Байконур.

    В Министерстве общего машиностроения состоялось специальное совещание. Как вспоминают специалисты, на нем вообще рассматривались самые разные варианты доставки элементов новой ракетно-космической системы: вплоть до строительства заводов непосредственно на Байконуре и даже судоходного канала, ведущего к космодрому. И вот тогда генеральный конструктор В.М. Мясищев предложил переделать в грузовой самолет стратегический бомбардировщик прошлых лет самолет 3М. Соображения?

    Аэродинамическое качество у этого самолета для такого класса машин небывалое - 18. И если поместить на него груз весом 40 тонн и диаметром 8 метров, качество упадет до 12 - для "грузовика" нормальное. Кроме того, опорные стойки велосипедного шасси разнесены в самолете по размаху более 50 м.

    Предложение Мясищева было принято, и началась работа. Для самолета-носителя изготовили новые панели крыла и фюзеляжа, обновили каркас. Хвостовую часть фюзеляжа удлинили на 7 м и спроектировали принципиально новое двухкилевое хвостовое оперение.

    Было разработано пять полетных конфигураций ВМ-Т "Атлант" (3М-Т) с различными грузами: в каждой менялись вес и летные характеристики. Корпус "Атланта" был сделан из алюминиевых сплавов. На "спине" был установлен огромный контейнер для перевозки грузов, из-за чего самолет получил прозвище "летающая бочка". Всего на "Атлантах" совершено более 150 полетов по доставке на Байконур крупногабаритных элементов "Энергии" и "Бурана".

    Впервые самолет поднял в небо в 1981 году экипаж во главе с летчиком-испытателем А.П. Кучеренко. А 6 января 1982 года состоялся первый полет с грузом на фюзеляже. За все время было построено лишь три экземпляра ВМ-Т "Атлант" (3М-Т), один из которых изначально создавался не для полетов, а для проведения статических испытаний. Однако после свертывания программы "Энергия-Буран" уникальный самолет оказался не нужен.

    Конечно, на ЭМЗ им. Мясищева старались найти ему применение. Так, в 1990-е годы рассматривалось, к примеру, использование самолета для испытаний в воздухе ракетного двигателя на криогенном топливе Д-57. Были и другие проекты, но все они так и остались на бумаге.

    Поделиться