Слово "начинается" стоит тут не зря: дело в том, что праздник в честь рождения Богомладенца Иисуса длится неделю, с 7 января до 13 января - настолько значимое событие отмечает в этот день Церковь. В ночь на Рождество, с 23 часов 6 января во всех православных храмах служится Божественная литургия, а дальше, вплоть до 13 января, когда происходит так называемое отдание праздника Рождества Христова, в храмах во время богослужений звучат молитвословия и песнопения, посвященные рождению Христа. К сожалению, для многих праздник заканчивается всенощным бдением в Рождественскую ночь - событием, действительно, невероятно глубоким и пронзительным в своей красоте и правде. А еще праздничным столом, который накрывается сразу после всенощной: позади сорокадневный Рождественский пост, Рождественский сочельник, когда на столе стояло только сочиво - блюдо из пшеницы или риса с медом, поэтому сразу после Рождественской литургии верующие с радостью разговляются. (В России раньше было в ходу это специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение" - думаю, оно многим знакомо из классической литературы. Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - всенощного бдения).
Но в том-то и удивительная мудрость наших предков, что ни рождественским столом, ни даже самим торжественным Рождественским всенощным бдением праздник не заканчивался! Радость бессмысленна, если ты не можешь ею поделиться. Любовь остается лишь шелестом слов, если не подкреплена делом. И вот, праздник Рождества выплескивается на улицу, в мир - Святками, Святыми днями (с 8 января по 17 января). Не временем гаданий или развеселых, если даже не сказать разнузданных игр, а временем любви к ближнему, временем милосердия и благотворительности. Наши предки знали, что Рождество - это время единения с ближним, неважно, что он беднее, что он принадлежит к другому социальному слою. К Рождеству специально готовились, собирая деньги, которые потратят на тех, кому хуже, чем тебе. И эта милость становилась продолжением праздника… Это было не просто правильным проведением праздника, это было правилом.
Ну а теперь, раз уж мы заговорили в категориях "правильно - неправильно", о двух ошибках, сделанных в заголовке статьи. Сделанных специально, чтобы заострить на этих моментах ваше читательское внимание. Вчитайтесь еще раз в фразу "Как правильно провести православное Рождество". Вас тут ничего не настораживает? Нет?
Тогда подсказка. Еще недавно на западе Рождество писалось так: "Christ's Mass", дословно "Христова месса", то есть богослужение в честь Христа. Потом "Christ's Mass" сократили до Christmas, затем добавили развеселое слово Merry, а уж потом реклама и стремление быть толерантными ужала все до графически удобного лейбла Xmas - ну, чем не размер футболки или штанов? К чему такая политика уже привела старушку Европу - об этом едва ли не ежедневно говорят в ленте новостей. Так вот, наш праздник, который православные отмечают 7 января, называется Рождеством Христовым. А если совсем точно, то Рождеством Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Так, и никак иначе.
А теперь о второй некорректности заголовка. Но перед этим зададимся вопросом: что же мы празднуем в день Рождества?
Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.
Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому, можно написать об этом тома, и все равно это будут лишь наши человеческие измышления. Но эта величайшая, божественная тайна воплощения Бога связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви. Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас хоть однажды соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека - от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его. И делает это из любви к нам.
Но если уж речь зашла о любви, о действенной, о жертвенной любви, главное тут вовсе не в том, чтобы "правильно" соблюсти некие установления. Главное в том, чтобы наше сердце сохранило в себе способность любить, сопереживать и быть милостивым. Без этого все наши "правильности" мгновенно превращаются в свою противоположность.