Водолазы Северного флота обследуют морской транспортник США

По информации из Минобороны, нынешним летом военные совместно с Русским географическим обществом проведут несколько поисково-исследовательских экспедиций. Такие операции, в частности, запланированы на Севере России и в дальневосточном регионе страны.

К примеру, водолазы продолжат обследование затонувшего во время Великой Отечественной войны в Баренцевом море американского транспортного грузового корабля "Томас Дональдсон". В рамках ленд-лиза он доставлял в Советский Союз грузы военного и гражданского назначения. Но 20 марта 1945 года в 20 морских милях от Кольского залива был торпедирован германской субмариной.

Водолазы Северного флота впервые спустились к затонувшему кораблю в 2010 году. Они обнаружили в его трюмах танки, зенитные орудия, автомобили, двигатели к быстроходным катерам, дорожные катки, разобранные паровозы, рельсы, колесные пары для железнодорожных вагонов, фермы для строительства. С того времени транспорт обследуется ежегодно.

Летом 2016 года поисковые работы длились около трех недель. За это время удалось поднять на поверхность американскую 90-миллиметровую зенитную пушку, средний танк "Шерман", носовое палубное орудие, два дорожных катка, две радиостанции. Кроме того, из моря извлекли котловую и ходовую части паровоза, колесные пары, двигатель жидкостного охлаждения и два автоматических зенитных пулемета.

Все находки с "Томаса Дональдсона" командование Северного флота передало в Военно-исторический музей артиллерии в Санкт-Петербурге, в Северный морской музей в Архангельске и в Музей военно-воздушных сил СФ.

Как сообщили в пресс-службе Северного флота, нынешним летом военные специалисты продолжат заниматься затонувшей техникой. Планируется, что очередную операцию по подъему исторических артефактов проведут в ходе специального учения сил аварийно спасательного отряда флота. Затонувший американский транспорт находится в территориальных водах РФ на глубине около 60 метров. Это позволяет специалистам Управления поисковых и аварийно-спасательных работ осуществлять спуски на дно Баренцева моря в легком водолазном снаряжении. В обследовании затонувшего судна также задействуют необитаемые телеуправляемые подводные аппараты "Пантера+" и "Тайгер", которые, помимо прочего, способны вести подводную съемку.

А в Восточном военном округе завершили разработку детального плана второй экспедиции на остров Матуа Курильской гряды. Она пройдет с июня по сентябрь. В прошлом году экспедиция Минобороны и Русского географического общества проводила на Матуа масштабные исследования и работы, которые позволят продолжить поисковую операцию на острове.

Известно, что японцы начали осваивать Матуа с 1930-х годов и придавали ему исключительно военное значение. Остров, в частности, служил плацдармом для дальнейшей экспансии и захвата полуострова Камчатка. На Матуа была созданы подземные сооружения, соединенные единой системой тоннелей. Все это требует детального обследования и изучения.