"Списки военнопленных и пропавших без вести, которые я получила по результатам встречи в Минске, а также собранные мной с момента освобождения из российского плена, обнародую в ближайшее время", - такую короткую запись оставила под Рождество в своем Facebook Савченко.
Официальная реакция последовала незамедлительно: советник главы СБУ Юрий Тандит в прямом эфире заявил, что обнародование списков пленных навредит процессу их освобождения.
"Не сомневайтесь, мы обязательно проведем с Савченко определенную работу в рамках действующего законодательства", - заявил он в эфире одного из украинских телеканалов.
Каким образом публикация несекретного списка пленников может навредить обмену, активно обсуждаемому в рамках Трехсторонней контактной группы в Минске, украинские журналисты у Тандита не уточнили. Можно предположить, что в Киеве намерены и далее торговаться с республиками Донбасса вокруг исполнения п.6 Комплекса мер по исполнению Минских соглашений (об освобождении "всех на всех"), и предпочитают делать это не на виду у украинской общественности.
Но куда вероятней, что украинская сторона, в первую очередь, опасается публикации списка пропавших без вести. В том, что касается пленных, официальная статистика не слишком противоречива: 53 украинских военнослужащих, по информации минобороны Украины, находятся на содержании народных республик по состоянию на декабрь 2016 года. Куда запутанней ситуация с пропавшими без вести: в Киеве утверждают, что с начала АТО таковых набралось всего 89 человек.
Однако как представители республик, так и украинские волонтеры говорят о цифрах в несколько раз больших. В волонтерском центре "Черный тюльпан", занимающимся поиском и вывозом останков украинских военных из "зоны АТО", говорят минимум о 500 не найденных бойцах по состоянию на декабрь 2016 года.
При том, что только к осени 2015 года они доставили на опознание в судебно-медицинские лаборатории Днепропетровска, Харькова и Запорожья около 650 тел и фрагментов с мест боев под Дебальцево и Иловайском. Большая часть пропавших без вести украинских военных, очевидно, погибли. Но, поскольку их тела не найдены, или не опознаны, они не попали в официальную статистику потерь минобороны Украины, которая утверждает: к декабрю 2016 года вооруженные силы Украины потеряли в бою всего 2161 человека.
Савченко угрожает значительно увеличить эту цифру, что станет серьезным ударом по репутации "лучшей армии Европы" и ее главнокомандующего Петра Порошенко.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"